Выступление на педагогическом совете «Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»
консультация

Скворцова Мария Сергеевна

систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_narody_rossii.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №6 г. Химки

 Дошкольное отделение «Колобок»

Выступление на педагогическом совете

«Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»

С докладом «история и культура чувашского народа»

                                                             Подготовил воспитатель:

                                                                                    Скворцова Мария Сергеевна

Городской округ Химки

Московская область

Декабрь 2019

Цель: систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»

  • Чуваши (самоназвание - чăваш) - коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы - северо-западных (вирьял, "верховые") и юго-восточных (анатри, "низовые"), имеющих свои культурные и диалектные отличия.
  •  Численность чувашей в Российской Федерации составляет

1 223395  человек (2019 г.)

  • В 1551 году чуваши вошли в состав России, после чего началась их активная христианизация. К середине XVIII века они в основном были обращены в христианство.
  • В июне 1920 года чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области, а с 1992 года официальное название - Чувашская Республика, столица Чебоксары
  • Письменность на чувашском языке появилась во второй половине 18 века на основе русского алфавита. Новая чувашская письменность создана в 1871 году чувашским просветителем И. Я. Яковлевым.

Чувашский язык

  • По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви. Входит в Волжско-Камский языковой союз.

Значения слов

Семья - çемье,

Мама - аннé; мамочка - аннеçĕм;

(мой) отец - атте;

родители - атте-анне;

бабушка (со стороны матери) - кукамай (букв. «мать рода»);

бабушка (со стороны отца) - асанне (букв. «старшая мать»);

дедушка (со стороны матери) - кукаçи (букв. «отец рода»);

дедушка (со стороны отца) - асатте (букв. «старший отец»);

дети – ачасéм;

сын – ывăл;

дочь – хĕр;

брат (старший) - пиччé ;

брат (младший) – шăллăм;

сестра (старшая) – аппá;

сестра (младшая) – йăмăк

Духовная культура

Мифология

Согласно чувашской мифологии, мир

состоит из трёх частей: верхний мир, мир

людей (средний мир) и нижний мир. Каждая

часть имела несколько слоёв: три слоя в

верхнем, один в мире людей, и ещё три в

нижних мирах.

Земля, согласно мифам, квадратная, причём

чуваши живут в её центре. Имеется культ

«священного дерева», («древа жизни»),

которое поддерживает небосвод посередине.

С четырёх сторон, по краям земного

квадрата, небосвод стоит на четырёх

столбах: золотом, серебряном, медном и

каменном. На верхушке столбов

располагаются гнёзда, в них по три яйца, на

яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши

помещали богатырей-защитников. Берега

земли омывает океан, причём волны

постоянно разрушают берега. Считалось, что

конец света наступит, когда край земли

дойдёт до чувашей.

Религии и верования

До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками.

В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом

Турă, а также анимизм — вера в одушевлённость природных

объектов. Боги делились на добрых и злых.

Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника

«Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Çӑварни»

(Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник

жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Мăнкун»

(который впоследствии совпал с христианской Пасхой).

Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Çимěк

или летом от Петрова до Ильина дня. Общественные поминки всем

предкам совершались на третий день Пасхи, в «Çимěк». В ноябре—

декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с

началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю.

Земледелие

Древние предки чувашей обладали навыками земледелия. Они сеяли

пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лён, рожь

на своих землях, используя трехпольную систему. Это значит, что

одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали

озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая,

— она отдыхала

Животноводство

Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства

республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот,

свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В

структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который

имеет мясо-молочное направление

Ремёсла

Издревле у чувашей было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные

отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь

только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот

Ремесленники выплавляли металл, в том числе сталь повышенного качества и

изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение.

В древности вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. А также для чувашской вышивки характерны удивительные биоэнергетические свойства. По словам чувашских вышивальщиц масмак (налобная повязка) – снимает головную боль, кĕскĕ (нагрудная вышивка) – сердечную, а сурпан – душевную. Видимо поэтому чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой смерти сохраняют ясный ум. В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: В основе чувашской вышивки лежит  геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анатенчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент.

Дом

Традиционная изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью (камака) у

задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба

— сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна

русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой

Костюм женский

Особый интерес при изучении одежды вызывает комплекс женского чувашского костюма. Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках. Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору

дуба. С конца XIX в. Стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью.

Рубашка

В основе лежит рубашка («кёпе»)туникообразного покроя. Способ ношения рубах у «верховых» женщин, как у мордвы-мокши, с высоким подбиранием под пояс

Накидка

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник

саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи,  нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к

поясам - сара, к сурпанам – сурпан сякки.

Передник

Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри — без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. К поясу спереди и иногда сзади приделываются

украшения в виде треугольников, набедренников и т. д. Верхний костюм мужчин и женщин— кафтанообразный «шубор» («шупар»), запахивающийся на левую сторону, как это вообще характерно для народов Восточно- Европейской равнины. Поясная нательная одежда обоих полов -штаны («йём») с широким шагом.

Головные уборы

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Мужской чувашский костюм

Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их об...

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...

Диагностика отношения дошкольников к традиционной народной культуре народов, населяющих Крутинский муниципальный район

      Изучение и определение особенностей отношения детей дошкольного возраста к традиционной культуре народов, населяющих Крутинский муниципальбный района....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »

Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

Выступление на педагогическом совете: "Знакомство с цветом"

Научить  детей  воспринимать  цвет, развивать эмоциональную  чувственность.- Дать представление детям о природных красках;- Приобщать детей к элементам эксперимен...