Выступление на педагогическом совете: "Знакомство с цветом"
материал по психологии

Вершинникова Людмила Николаевна

 

  Научить  детей  воспринимать  цвет, развивать

 эмоциональную  чувственность.

- Дать представление детям о природных красках;

- Приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.

-Создание условий для восприятия цвета, эмоционального  благополучия детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tsvetom.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление

на педагогическом совете

на тему: «Знакомство с цветом».

                                                                                Составитель:

                                                                                         педагог-психолог

Вершинникова Л.Н.

г. Туймазы, 2022

 

Тема: «Знакомство с цветом»

Педагог - психолог: Вершинникова Людмила Николаевна

Дата проведения: 2022 год.

Тема:  «Знакомство с цветом»

Цель:   Научить  детей  воспринимать  цвет, развивать

 эмоциональную  чувственность.

Ожидаемый результат:

для педагогов:

-создание условий для восприятия цвета, эмоционального  благополучия детей;

для детей:

- Дать представление детям о природных красках;

- Приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.

Форма проведения:

 выступление в сопровождении  презентации.

Ход выступления:

СЛ.1. Свое выступление хочу начать с высказывания немецкого поэта, мыслителя, философа и ученого - Гете: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Всем  известно, что цвет  воздействует на эмоции человека, оказывает  на них психологическое влияние.

3.Что же такое цвет?

Почему один веселит, а другой заставляет грустить?

Цвет -  является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это - то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

Цвет - это  сенсорный эталон.

СЛ 2.

В области цвета - эталонами являются цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), которые называются хроматическими. Хроматические цвета расположены в строгой последовательности от красного к фиолетовому в соответствии с длиной световой волны.

Носящие названия ахроматических - белый, серый и черный цвета.

СЛ.3. Оттенки - смешение двух цветов лежащих в спектре не подряд дает промежуточный между ними цвет.

Цветовосприятие - ценное качество, которое надо поддерживать, развивать, это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.

Наша  задача  научить  детей  воспринимать  цвет.

Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.

 Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности.

 Дать представление детям о природных красках.

Под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые ребенок испытывает под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают ребенку различные сигналы, вызывают у него различный эмоциональный отклик. Ребёнок чаще бессознательно, а иногда и сознательно использует цвет, чтобы выразить свое состояние:

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумывают себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, скромные, уравновешенные

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делают не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.

В ознакомлении с цветом детей дошкольного возраста помогает природное  явление Радуга т.к.  она представляет цвета  спектра .

СЛ. 4,5 Расшифруйте поговорку:

Каждый - красный охотник - оранжевый желает - желтый знать - зеленый, где  -голубой сидит - синий фазан - фиолетовый.

И еще одна поговорка, менее известная:

Как - красный однажды - оранжевый Жак -желтый звонарь -зеленый  городской -голубой  сломал - синий фонарь - фиолетовый.

Ознакомление детей с цветом провожу поэтапно:

СЛ.6. 1.этап

На первом  этапе – учу детей  различать  цвет предмета  по принципу “такой – не такой”. На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу и находят  пары предметов одинакового цвета.

СЛ.5 2.этап

Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, т.е. выбор цвета по образцу. Например,  предлагаю найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета.

СЛ.7,8 Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы,  друг к другу и не сравнивая их по образцу.

После выполнения ребенком задания называю цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения, т.е закрепляю представления о цвете в слове.

Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, знакомлю их с белым, черным, оранжевым, и фиолетовым цветами.

Знакомлю детей с цветом  в ходе специально организованных занятий, в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.), при проведении дидактических игр. («Цветная вода», «Цветные кубики», «Ниточки для шариков»,  «Бегите ко мне!», «Разложи по баночкам»,  «Разноцветные палочки», «Построим башню», «Наряжаем кукол», «Четвертый лишний» и др.).

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям  законы красоты окружающего мира.

Цвет воздействует на эмоциональное состояние ребенка, участвует в процессе художественной деятельности,

формирует художественный вкус.

  • Цветовые характеристики, которыми овладевают дети, должны выражать эмоциональное отношение к изображаемому«красиво»«ярко»

«радостно»«празднично».

В связи с этим чувство красоты цвета и  вкус к цвету  необходимо воспитывать. Возможно, многообразие и роскошь цветов — это и есть та самая красота, призванная спасти мир!

          Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Знакомство старших дошкольников с ценностной категорией "Семья"

  В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными...

Выступление на пед.совете: "Знакомство с явлениями природы на прогулках и экскурсиях (из опыта работы)"

Выступление на пед.совете: "Знакомство с явлениями природы на прогулках и экскурсиях (из опыта работы)"...

Педагогический совет "Знакомство педагогов с методами ТРИЗ технологии

Изменения,  произошедшие  в  нашем  обществе,  требуют  новых  мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «...значительные проблемы, стоящие перед нами,...

Выступление на педагогическом совете «Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»

систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»...

Педагогическая мастерская (выступление) «Использование интерактивного электрифицированного стенда «Получение цвета» в приобретении и закреплении знаний о принципах получения цвета путем смешивания двух красок детьми с нарушением зрения»

Цель выступления: повышение компетентности педагогов в вопросах использования интерактивного электрифицированного стенда, предназначенного для приобретения и закрепления дошкольниками знаний...

Сообщение на педагогическом совете. "Знакомство детей с миром профессий"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять ...