Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией
материал (подготовительная группа)

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,показываем язычок , раздуваем щечки, дуем и делаем смешные рожицы. Тем самым  мы помогаем развить и укрепить мышцы лица, ротовой полости и языка. Далее ребенок начинает копировать звуки и именно в это время очень важно говорить правильно слова, соблюдая интервалы между словами и конечно же правильно дышать. Почему?

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость и интонационную выразительность.

Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

При работе над речевым дыханием необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
  2. Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия.
  3. Вдох должен происходить через нос.
  4. Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
  5. Не следует добиваться полного выдоха.
  6. Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями.
  7. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  8. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
  9. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
  10. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
  11. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
  12. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
  13. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Только научившись правильно дышать, ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Самыми эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

  • формирование правильного выдоха;
  • тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Рассмотрим примеры упражнений первой группы – формирование правильного выдоха.( смотреть презентацию).

 Тренировка дыхания с применением речевого материала:

 «У кого длиннее звук»

Цель: развитие речевого выдоха.

Материал: карточки с буквами и слогами (для читающих ребят постарше)

Ход игры: Дети (или ребенок и взрослый) произносят звуг (слог) на одном выдохе. Выиграл тот, у кого звук получился длинее.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

 «Звуки пой»

Цель: формирование правильного речевого дыхания.

Материал: карточки со буквами А, У, И, О, Э.

Ход игры: взрослый предлагает вместе попеть гласные звуки. Показывает карточку с буквой и поет. Главное – пение должно быть длинным, плавным и на одном дыхании.

Можно проводить упражнение с подгруппой детей и устроить соревнование, кто дольше споет звук.

Усложнение: нужно пропеть сочетание звуков – АУ, ОУ, ИА, УА и т.д.

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевого дыхания у детей

Слайд 2

Речевое дыхание Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Слайд 3

Речевое дыхание Известно, что органы дыхания наряду с основной функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функцию. Развитие речевого дыхания ребенка происходит одновременно с развитием речи и завершается к 10 годам.

Слайд 4

Развитие речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности .

Слайд 5

Как правильно проводить дыхательные упражнения Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа; Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться; Занятия не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день. Для достижения результата важно заниматься ежедневно. Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены; Вдох должен происходить через нос; Выдох должен быть длинным и плавным; Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями; Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Слайд 6

Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. «Сдуй снежинку» Цель: Формирование правильного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты, снежинки. Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице падает снежок. Давайте подуем на снежинки!

Слайд 7

Вертушка Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: - Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее. Игра может проводится индивидуально так и в группе детей.

Слайд 8

О дуванчик Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц. Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики. - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели.

Слайд 9

Лети, бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Слайд 10

Листопад Цель : обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. Ход игры: П едагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер -подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Слайд 11

Кораблики Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».

Слайд 12

Забей мяч в ворота Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Слайд 13

Волшебные пузырьки Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их на ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Слайд 14

Губная гармошка Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал через нее же.

Слайд 15

Играем, развлекаясь и занимаясь Летите, птички! Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование : 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). Ход игры: Р ебенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так , чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя -тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот , чья птица улетает дальше. Взрослый следит за тем , чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Слайд 16

Катись, карандаш! Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»  Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается ...

Мастер класс для родителей :"Речевое дыхание"

Мастер -класс для родителей :"Речевое дыхание"...

Мастер-класс "Преодоление несовершенства речевого дыхания у дошкольников"

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Цель:Обучение воспитателей игровым способам тренировки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Практические советы....

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"...