Мастер-класс "Преодоление несовершенства речевого дыхания у дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Ремешкова Светлана Николаевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Цель:Обучение воспитателей игровым способам тренировки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Практические советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл recheoe_dyhanie.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Преодоление несовершенства речевого дыхания у дошкольников»

Подготовила:

учитель-логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска Ремешкова Светлана Николаевна. (слайд 1)

Цель: Обучение воспитателей игровым способам тренировки речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников,

-сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания у детей;

-предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.  

_____________________________________________________

Сегодня, уважаемые коллеги, мы поговорим о речевом дыхании.

Для устной речи огромное значение имеет дыхание. Без правильного дыхания невозможна правильная речь. Поэтому, чтобы научиться владеть своим голосом, надо, прежде всего, научиться правильно дышать.

Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова, М.Ф. Фомичева, О.В. Правдина, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Максаков и другие. (слайд 2)

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а так же предохраняет голосовой аппарат от переутомления.

Чем же отличается речевое дыхание от неречевого, физиологического?. Физиологическое дыхание, при котором ритмически чередуются вдох-выдох-пауза, происходит непроизвольно; вдох и выдох происходят только через нос; по продолжительности они примерно одинаковы. Речевое дыхание осуществляется произвольно; в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Далее следует медленный, плавный выдох, который происходит в основном через рот. Во время устной речи или чтения, дыхание меняется, становится сознательно управляемым, контролируемым.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит»

Дыхание делят на поверхностное, грудное, диафрагмальное. Наиболее полезен для речевого процесса диафрагмальный тип дыхания, его еще называют фонационным. Оно служит энергетической базой нашей речи, связано с возникновением и распространением звука, с распределением выдоха, с умением добрать дыхание в процессе речи.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.

Речевое дыхание у дошкольников несовершенно. (слайд 3)

  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.
  • Неумелое распределение дыхания по словам.
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая струя в свою очередь приводит к искажению звука.

Развитие механизмов координации между фонацией, дыханием и артикуляцией происходит постепенно.

Так у трехлетних детей данные механизмы находятся в начальной стадии становления. Произнесение отдельных слов или фраз у детей этого возраста обычно происходит в любую фазу дыхания: во время вдоха, выдоха или в период паузы между ними. Внешне это выражается в так называемом «захлебывании» речью.

К шестому году в лексико-грамматическом плане речь ребенка в норме формируется полностью. Ребенок способен использовать развернутую фразовую речь, грамматически, лексически и фонетически правильно оформленную. Но и у  шестилетнего ребенка соотношение дыхательного и артикуляторного компонентов в процессе устной речи также остается непостоянным. При произнесении фразы еще наблюдается нарушение дыхания. Дети в этом возрасте пока не научились произносить всю фразу целиком в ходе одного выдоха. Так, часть фразы может произноситься детьми на вдохе, или они делают для этого дополнительный поверхностный вдох для полного завершения фразы.

И только к десятилетнему возрасту у детей произнесение слов и фраз происходит, как и у взрослых, на выдохе. Формируются циклы речевого дыхания, которые соответствуют синтагматическому делению текста на части.

Я думаю, что практически любой педагог, может назвать дыхательные упражнения, которые можно проводить с детьми. Вариантов игр на дыхание множество (с предметами и без них, с использованием иллюстративного материала, рифмованных строчек и др.). (слайд 4)

Более подробно я бы хотела остановиться на тех, которые главным образом способствуют тренировке речевого дыхания.

_____________________________________________

Упражнения для детей младшего и среднего возраста (слайд 5)

Упражнение 1. «Покачай игрушку»

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Далее можно проводить упражнение в положении стоя: дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение 2. «Носик и ротик поучим дышать»

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; вдох носом – выдох ром.  Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает или показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение 3. «Узнай по запаху»

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение 4. «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста

(старшая и подготовительная группы) (слайд 6)

Упражнение 1. «Дышим по разному»

Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя.

Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа.

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение 2. «Свеча»

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2-3 раза.

Упражнение 3. «Упрямая свеча»

Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение 4. «Погаси 3,4,5,6,…10 свечей»

На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение 5. «Танец живота»

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение – одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Упражнение 6. «Душистая роза»

Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение 7. «Выдох – вдох»

Исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 – это выдох.

Упражнение  8 «Ныряльщики»

Цель.Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Вы можете встретить дыхательные упражнения, которые  имеют своей целью  развитие силы, длительности, целенаправленности воздушной струи. А воздушная струя – это источник образования звуков. А правильное речевое дыхание как раз обеспечивает, в частности,  нормальное звукопроизношение.

Упражнения на развитие фонационного (озвученного) выдоха (слайд 7)

Как уже отмечалось выше, фонационное (речевое) дыхание – это дыхание во время речи. Для его выработки необходимы упражнения для развития диафрагмального дыхания. В приведенных ниже упражнениях основное внимание детей направляется не на вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха.

В играх используются уже различный звуки, поэтому одним из условий является умение ребенка четко произносить тот или иной звук. В младшем возрасте – это звуки раннего онтогенеза. (Такими звуками являются гласные звуки, а также согласные губные М, П, Б и их мягкие пары, заднеязычные К, Г, Х и их мягкие пары, переднеязычные Н, Т, Д и их мягкие пары, губно-зубные В, Ф и их мягкие пары).

«Эхо»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Руки приложить ко рту и повторить на выдохе за взрослым пары (тройки) гласных звуков.

«Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

«Молоточек»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети стучат кулачком об кулачок и произносят звук «Т-Т-Т» на выдохе.

«Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «жук».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

«Гудит пароход (самолет)»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «л»).

«Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, З-з-з - комар звенит.

Это кто же тут звенит?

Ой, да тут комар летит.

«Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

(«Продукты» поочередно входят в круг – «горшочек»).Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

«Длинное предложение»

Цель: развивать плавность и длительность речевого выдоха.

(используются предметные или схематичные изображения)

Сначала произносится короткое предложение из 3-4 слов. С каждым разом добавляется одно слово, соответственно произнести предложение становится труднее.

Например: Стол, стул – это мебель. Стол, стул и кровать – это мебель. Стол, стул, кровать и шкаф – это мебель.

________________________________________________________

(Слайд 8)

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

(Слайд 9, фото с детьми)

Здоровьесберегающие технологии формирования правильного речевого дыхания у детей направлены на физическое развитие и укрепление здоровья, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма. Поэтому будут полезны в работе не только с детьми, имеющими выраженные речевые нарушения. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Памятка

«Рекомендации по выполнению

дыхательной гимнастики»

  • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении. Воздух должен быть средней влажности.
  • Занятия проводить до еды.
  • Ребенок должен быть в уравновешенном состоянии, не утомлен.
  • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
  • Контроль за правильным выполнением упражнений (воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, не надувать щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя, некоторые в положении лежа.
  • Ограничение по времени от 30 сек до 1,5 мин в среднем. Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

Памятка

«Рекомендации по выполнению

дыхательной гимнастики»

  • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении. Воздух должен быть средней влажности.
  • Занятия проводить до еды.
  • Ребенок должен быть в уравновешенном состоянии, не утомлен.
  • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
  • Контроль за правильным выполнением упражнений (воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, не надувать щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя, некоторые в положении лежа.
  • Ограничение по времени от 30 сек до 1,5 мин в среднем. Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....