описание предметно пространственной среды
материал (подготовительная группа)

описание предметно пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить, развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный мир будет совершенствоваться из самого себя, от природы…..»

Е. И. Тихеева

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

Предметно – пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда, созданная в группе, выполняет различные функции: образовательную, воспитывающую, организационную, развивающую, коммуникативную имеет незамкнутую систему, способной к корректировке и развитию.

Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка . Я постаралась организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В моей группе развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, эстетически-привлекательная. Создание предметно-развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников. Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней происходят изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы. Развивающая предметно-пространственная среда имеет открытый характер, подлежит корректировке и развитию, не является замкнутой системой. Она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек.

Развивающая предметно – пространственная среда в моей группе выстраивается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка по пяти образовательным областям:

1. Социально – коммуникативная.

2. Познавательная.

3. Речевая.

4. Художественно – эстетическая.

5. Физическая.

Пространство в группе разделено на определенные центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируется. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При создании среды в своей группе я ставила перед собой цель - обогащение ее такими элементами, которые стимулировали бы у детей инициативность и самостоятельность. Активными участниками преобразования группы стали родители.

Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и представлено центрами активности.

- Центр патриотического воспитания. Воспитание с ранних лет любви к Родине, к родному городу, родной культуре - задача первостепенной важности в дошкольном образовании. Поэтому мною в группе создан центр патриотического воспитания, в котором находятся дидактические игры, материалы с государственной символикой России, символикой края и города. Альбомы с достопримечательностями страны, города, края, народными промыслами. Кукла в национальной одежде. Есть глобус и карта края и мира.

-Театральный центр. Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Мы вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Игра — основной вид деятельности наших малышей. В группе создан яркий, насыщенный игровой центр, что способствует развитию творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки, самостоятельность, инициативность, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В центре находятся атрибуты для разнообразных сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Парикмахерская», «Поликлиника» и т. д. Здесь дети могут играть как в одну игру, так и совмещать несколько игр, в зависимости от интересов и желаний.

- Центр природы и экспериментирования. В центре природы и экспериментирования созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней. Здесь находятся календарь погоды, комнатные цветы, схема ухода за комнатными растениями, инвентарь. Есть дидактические игры, материалы, муляжи фруктов и овощей. А также здесь расположен центр экспериментально-исследовательской деятельности, в нем имеется все материалы для экспериментирования и наблюдения: различные емкости для воды и сыпучих материалов, весы, магниты, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, схемы проведения опытов. Природный материал (семена, кора и плоды деревьев, гербарий), предметы неживой природы, коллекции тканей, бумаги.

Для центра искусства "Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

- Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде). В центре имеются знаково-символические обозначения.

- Центр музыкального развития. Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Альбомы песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), размещены портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

-Центр речевого развития. Этот центр способствует развитию речи ребёнка. Он наполнен дидактическими играми, материалами на развитие звуковой культуры речи, грамматически правильной речи, на развитие связной речи, на обогащение словарного запаса, тренажёрами на развитие дыхания и мелкой моторики, обязательно зеркало.

-Центр художественной литературы. Это направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. Здесь ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать книгу с яркими иллюстрациями и спокойно рассмотреть ее. В уголке размещены портреты детских писателей.

- Центр безопасности. Основной целью данного центра является приобретение детьми теоретических знаний и практических умений и навыков безопасного поведения. В центре находится различный дидактический материал, наборы машин, дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения, пожарной безопасности. Есть стол с разметкой улиц, пожарный шит. Лепбуки «Безопасный город», «Пожарная часть».

-Спортивный центр. Здесь находится спортивный инвентарь,как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Есть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

- Математический центр. В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он содержит:

  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Используем материалы, сделанные своими руками.

- Центр «Уединения». Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание "Предметно-пространственной среды. МБДОУ № 13 "Звездочка". Старшая группа

Предметно-пространственная среда, старшая группа МБДОУ №13 "Звездочка".https://youtu.be/41qA8-EQxac...

описание предметно-пространственной среды

Построение предметно-развивающей среды в средней группе "Знайки" в соответствии с ФГОС.МБДОУ № 104/ г. КрасноярскВоспитатель: Михайлова М.Е. Развивающая предметно- пространственная сред...

описание предметно-пространственной среды

опсание предметно-пространсвенной среды по центрам развития...

Описание предметно пространственной среды группы 2018 год

подробное описание предметно пространственной среды группы на 2018-2019 учебный год в младшей группе...

Описание предметно - пространственной среды группы 2019г.

В статье описаны подходы к формлению среды, название игровых центров, их наполняемость....

Описание предметно пространственной среды группы 2019 год

В этом году воспитанники нашей группы перешли в средний возраст. Всё пространство группы переделано под различные виды активности детей. Ведущим видом деятельности данного возраста является "Обра...

Описание предметно - пространственной среды группы

Игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Поэтому нужно проявлять большой интерес к созданию и обновлению предметно-развивающей среды в группе....