НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vada_tenz_yalya_den_rodnogo_yazyka.docx250.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Вада тэнз яля – День родного языка» 

для детей подготовительной группы

Автор разработки: Педагог дополнительного образования

Окотэтто Анастасия Пирчикувна

Яр - Сале

2024

Тема: "Вада тэнз яля – День родного языка"

Продолжительность: 30 минут

Возраст: 6 - 7 лет, подготовительная группа

Тип занятия: тематическое

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: познакомить детей с Днем родного языка

Задачи:

Обучающие: 

  • сформировать понятие родного языка;
  • рассказать об особенностях ненецкого языка;
  • познакомить с учеными языковедами;
  • раскрыть богатство языка посредством пословиц, поговорок, фразеологизмов

Развивающие: 

  • развивать любознательность и интерес к процессу познания;
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и уважение к ненецкой культуре;
  • формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и традициям

Форма организации: беседа

Вид деятельности: коммуникативная, двигательная

Оборудование: карта ЯНАО, ненецко-русский словарь, выставка «Мань вадами падаркана пады», картинки буквы Ӈ и Н, картинки фразеологизмов

Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод

Словарная работа: вада, ненэця вада

Ход занятия

Педагог: Нани торова! Смотрите, что я с собой принесла. Что это?

Дети: Глобус!

Педагог: Давайте вспомним, что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Педагог: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым цветом - окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым цветом -  и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Дети: Города, страны.

Педагог: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

Педагог: И в какой стране же мы с вами живем?

Дети: В России.

Педагог: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Дети: На русском.

Педагог: А какой язык изучаем на наших занятиях? Кто говорит на этом языке?

Дети: Ненецкий, ненцы.

Педагог: Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят в Германии (немецком), в Англии (английском), а ханты? Селькупы?  Молодцы! Для чего нам нужен язык?

Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.

Всем народам мира очень дорог их родной язык. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека – тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. Мы с вами говорим на нашем родном языке – на русском, но еще изучаем ненецкий язык, для многих он тоже родной.

Педагог: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, 21 февраля отмечается Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

Педагог: Ребята слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий первых двух русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», буква «Б» - «буки» - из них и получилось русское слово «азбука». «Алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же.

Но в алфавите ненецкого языка есть буквы, которые отличаются от русских – это Ӈ ӈ, ῎ и ᾿. Буква Ӈ похожа на русскую Н, только она с хвостиком. Глухой и звонкий тасер выполняют роль дополнительных звуков, как придыхание. Звонкий обычно произносится, когда говорим во множественном числе, а глухой когда говорим во двойственном числе.

Сейчас попробуем произнести звук ӈ: скажем ааа, на-на-на, га-га-га, ӈа-ӈа-ӈа.

Дидактическая игра «Поймай звук»:

Сейчас я буду произносить слова на ненецком языке, если в слове услышите звук ӈ, то хлопаете в ладоши, словно ловите:

Ӈано, нянь, выӈгана, яв, ӈо, халя, ӈын, миӈа, поӈга, яля, ӈэ, неси, ӈэва, вада, ӈуда, тюӈгана, миӈава, вэӈгалы

Молодцы, ельче сава! Намтыда!

Педагог: (рассматривание выставки «Мань вадами падаркана пады») Ребята, а ведь давным давно ненецкий язык не был записан на бумаге, на нем  только говорили, пели песни, рассказывали сказки. Но позже, 1930 годах появились первые ученые языковеды, которые начали записывать ненецкий язык на бумагу. Они ездили на экспедиции на Север, в тундру, долго наблюдали на народом, как они жили, чем занимались, как говорили, все это записывали на бумагу. Позже появился ненецкий алфавит. Потом первые ученые-ненцы начали активно изучать свой язык, переводить сказки, стихи на русский язык, также переводили произведения на русском языке на ненецкий.

Это А. П. Пырерка – первый ненецкий ученый, его жена Н. М. Терещенко – написала «Ненецко-русский словарь», Г. Н. Прокофьев – первый человек, который записал ненецкий алфавит, М. Я. Бармич – моя преподавательница по ненецкому языку, когда я училась в институте. Невероятно великая женщина, она столько всего написала про ненецкий язык, у нее есть книга для самых маленьких «Ебцотаку тохолку» - «Малыш учится». Все эти люди внесли огромный вклад в развитие ненецкого языка.  

Педагог: И сегодня наш язык богат разными сказками, стихами, поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Л. В. Лапцуй – ненецкий поэт и писать, с чьим творчеством познакомимся чуть позже, писал про свой язык:



ЯЗЫК НЕНЦЕВ

Язык наш веками отточен,
Как дедовский нож на бруске,
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке.
Всему – и бушующей вьюге,
И нартам, и травам, и мхам,
Оленям, бегущим в испуге,
Песцам, облакам и мехам –
Всему, что есть доброго, злого,
Названьем – родимое слово.

Язык наш суров и не пышен,
И нет в нем прекраснее слов,
Чем эти, что с детства мы слышим:
Пастух, рыболов, зверолов.
Три слова - рассказ о народе,
Что выжил в студеном краю,
Три слова скажу лишь, а вроде
Как целую песню спою,
Язык наш веками отточен,
Язык наш без промаха точен!
Таков он и в сказках Ямала,
В которых сквозь посвист ветров
Проходит удачливый малый —
Пастух, рыболов, зверолов.

Как будто по камешкам редким
Струится прозрачный родник,
И речь его — речь наших предков,
И к ней я устами приник.
 

Педагог: Вот так красиво пишет про родной язык Л. В. Лапцуй (вопросы ответы по стихотворению).

Педагог: есть много пословиц, поговорок – вада хара про язык, слово:

Савак вада нибяраха - острое слово игле подобно

Сияк вада еӈгада хэм’ - у лживого слова шаги коротки

Вада муӈг нибта ӈа” ӈод” сеян’ теберӈа - хоть слово и не стрела, но по сердцу бьет

Много фразеологизмов – устойчивых выражений – вади пангляр, которые имеют буквальный перевод (показать картинки): 

И ядерць (ум ходит) - думать

Сейда хая (сердце его убежало), т. е. испугался;

Сеймда сякалӈа (сердце свое прикусил) т. е. он преодолел страх;

Сейда ябта (у него тонкое сердце), т. е. трусливый человек.

Педагог: Дома вы с родителями должны будете выучить одну из этих пословиц или поговорок на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок.

Рефлексия. О чем мы сегодня с вами говорили? – О нашем родном языке. А когда празднуют день родного языка? – Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к родному слову. 

Ӈ Н ῎ ᾿


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день родного языка. Праздник "Дружба"

Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...

Тематический день "Международный день родного языка"

Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке, занятие проведено в рамках Фест...

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...

НОД по ознакомлению с окружающим. Международный день родного языка. Подготовительная к школе группа.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн....