Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»
материал

Улитичева Оксана Павловна

Цель: актуализировать творческое, креативное развитие педагогов, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_trening.docx33.57 КБ
Файл pedagogicheskiy_trening.pptx641.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»

Педагогический тренинг

«Развитие креативных способностей педагогов»

Выполнила:

учитель-дефектолог

Улитичева О.П.

Майкоп, 2023 г.

Педагогический тренинг

«Развитие креативных способностей педагогов»

Цель: актуализировать творческое, креативное развитие педагогов, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Задачи:

1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

2. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

3. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

4. Помочь преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению;

    5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

План проведения

1. Организационный момент.

2. Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.

3. Разминка «Креативная визитка».

4. Задание 1 «Давайте поздороваемся».

5. Задание 2 «Одно из двух» или «Фантастические гипотезы».

6. Задание 3 «Я + Ты = Мы».

7. Задание 4 «Стоп кадр».

8. Задание 5 «Кто Вы?».

9. Задание 6 «Броуновское движение».

10. Задание 7 «Заморочки из бочки».

11. Задание 8 «В гостях у сказки».

12. Задание 9 «Шкатулка со сказками».

13. Задание 10 «Звуки музыки».

14. Задание 11 «Я учусь у тебя».

15. Задание 12 «Корзина пожеланий».

16. Итог.

Материалы и оборудование: экран и проектор, презентация «Развитие креативных способностей педагогов», музыка, мяч, карточки с названием животных (по количеству участников), бумага, фломастеры, карандаши, 2 коробочки, цветные круги (по количеству участников), камушки Марблс, корзина, набор разных предметов (по количеству участников).

ХОД:

1. Организационный момент

        - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем тренинге. Мы поговорим о развитии креативности и творчества педагога. А кто может сказать, каким, по вашему мнению, должен быть педагог?

       Да, сегодня перед многими педагогами встает вопрос, а надо ли повышать свой профессиональный уровень, стать креативным педагогом? Должен ли современный педагог обладать данным признаком?

По-моему, это бесспорно, педагог должен быть креативным, но для чего?

• чтобы быть современным;

• чтобы быть увлекательным;

• чтобы быть интересным;

• чтобы быть успешным.

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

2.Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность

     

        - А кто может дать определение понятию «креативность»? Что это такое?

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем.

      Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. 

        Первоначально мы вспомним, те качества личности, которые характеризуют ее креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis):

Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

     •Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

Чувство юмора – игривость.

Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

        В последние годы укоренилось утверждение: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

        Итак, сегодня в рамках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

3. Разминка «Креативная визитка»

        И для начала, чтобы настроиться на работу, поднять друг другу настроение предлагаю вам представить креативную визитку о себе. Сейчас по кругу каждый будет называть свое имя и три прилагательных, присущие Вам и начинающиеся на ту же букву, что и Ваше имя.

4. Задание 1 «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

- Здравствуйте те, у кого в этом году юбилей;

- Здравствуйте те, кто хочет в отпуск;

- Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку;

- Здравствуйте те, кто любит свою работу;

- Здравствуйте те, кто любит яблоки;

- Здравствуйте те, кто мечтал быть педагогом с детства;

- Здравствуйте те, кто пришёл в юбке;

- Здравствуйте те, кому сейчас интересно.

        В следующем задании, я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления.

5. Задание 2 «Одно из двух» и «Фантастические гипотезы».

Цель: развитие творческого воображения.

        Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу. При этом необходимо аргументировать свой выбор. Например: – Чёрное или белое? – Чёрное, потому что эффектнее… И очень простое и давно известное выражение «Если бы…», именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.

- День или ночь? – Ночь, романтичнее…

- Кабы я была царица, то…

- Круг или зигзаг?

- Если б мишки были пчелами, то…

- Прямая или поворот?

- Если бы я поймала золотую рыбку, то…

- Кислое или сладкое?

- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела, то…

- Пропасть или небо?

    - Если бы я понимала язык животных и растений, то…

- Свобода или необходимость?

- Если бы возродился СССР, то…

- Простота или сложность?

- Если бы все люди стали бессмертными, то…

- Ум или чувство?

- Если бы я могла летать, то…

- Теория или практика?

- Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…

        Творческое мышление, характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность.

Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).

6. Задание 3 «Я + Ты = Мы»

Цель: развитие быстроты реакции, сплоченности команды, выявление лидера.

        По команде ведущего участники должны построиться:

- по алфавиту имени;

- по длине волос от коротких к длинным;

- по цвету глаз от светлых к темным;

-по росту;

- по месяцам рождения, с января к декабрю.

Для полного развития своей, креативности, педагогу необходимо творчество. Каждому из нас проявить свое творчество мешают определенные барьеры, такие как: страх ошибиться, отсутствие вдохновения, завышенная самооценка своих способностей, страх быть в центре внимания, неуверенность в актуальности своих идей. Преодолевать эти барьеры поможет следующие задания на развитие оригинальности.

7. Задание 4 «Стоп кадр» («Крокодил»)

Цель: развитие навыка экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

         Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий:

- счастье;

- гимнастка;

- печаль;

- клоун;

- злость, агрессия;

- пузырь;

- красота;

- тюльпан.

8. Задание 5 «Кто Вы?»

Цель: развивать выразительное поведения, побуждать участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

       Ведущий раздает карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

9. Задание 6 «Броуновское движение».

Цель: развитие беглости (быстроты) мышления.

        Участники тренинга начинают двигаться по комнате в хаотичном порядке. По хлопку они объединяются в малые группы (по 2,3, и т.д. человек, в зависимости от называемой тренером цифры), а затем продолжают движение дальше. Желательно последнее число назвать равное количеству участников, тогда упражнение несет дополнительный эффект группового сплочения.

Следующее задание будет направлено на развитие такого качества творческого мышления, как точность.


10. Задание 7 «Заморочки из бочки»

Цель: развитие творческого интеллекта.

        Задание для 2-х команд. Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь.    

I вариант

· Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»).

· Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чье мясо съела»).

· Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»).

· Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»).

· Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»).

II вариант

· В нижних конечностях истины нет («В ногах правды нет»).

· Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих («Любовь зла полюбишь и козла»).

· Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно («Голь га выдумку хитра»).

· Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения («Кто зло помянет, тому глаз вон»).

· Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока («Соврет, глазом не моргнет»).

        Каждый педагог по - своему творец. У каждого есть своя определенная индивидуальная креативность и особенность. И не смотря на различные факторы, обстоятельства, смену настроения эта особенность она не угасает, а развивается, пополняется новыми творческими идеями.

Следующие задания направлены на развитие творческого мышления, воображения и непринужденности.

11. Задание 8 «В гостях у сказки»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.

Задание для 2-х команд. Узнайте во фразах зашифрованные сказки.  

I вариант

  • Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не хотели помочь хозяйке. («Муха-цокотуха»)
  • Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите эту сказку. («Принцесса на горошине»)
  • Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло тот названия грязного вещества, встречающегося в камине. Кто это? («Золушка»)
  •  Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Её похищает неизвестный. Назовите сказку. («Царевна-лягушка»)

· Сообразительное домашнее животное выводит в свет своего хозяина-простака. Любимая обувь домашнего животного? («Кот в сапогах»)

 

II вариант

  • У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? «Два веселых гуся»)
  •  Практикующий в Африке ветеринар. («Доктор Айболит»)
  • Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. («Кощей Бессмертный»)
  •  Чудище-свистун, которого победил и взял в плен русский богатырь. («Соловей-разбойник»).
  • Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый, прикинувшись глухим, поймал. («Колобок»)
  • Девушка, знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Как называется сказка и назовите имя девушки. («Дикие лебеди» Элиза)

12. Задание 9 «Шкатулка со сказками»

       Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка. Каждый поочередно достает из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку. Например: мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…

       Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Предлагаю вам оценить уровень своей креативности и творчества.

13. Задание 10 «Звуки музыки»

Цель: развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

        Педагогам предлагается ряд музыкальных произведений (классика), листы бумаги, фломастеры, камушки Марблс. Необходимо передать свое эмоциональное состояние, вызванное музыкой на бумаге.

        Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность.

14. Задание 11 «Я учусь у тебя»

Цель: выявление особенностей характера, индивидуальности педагогов.

        Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

- Завершается наш тренинг по развитию креативных способностей...

15. Задание 12 «Корзина пожеланий»

       Предлагаю вам упражнение «Корзина пожеланий».

Передавая корзину друг другу по кругу, достаете из неё по одному предмету. Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумываете пожелание, ассоциируя его с данным предметом и дарите друг другу.

16. Итог

- Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

        В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37» Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов » Учитель-дефектолог Улитичева О.П. Майкоп, 2023 г.

Слайд 2

Педагог должен быть креативным, но для чего? • чтобы быть современным; • чтобы быть увлекательным; • чтобы быть интересным; • чтобы быть успешным.

Слайд 3

Креативность ( В переводе с английского «креативность» о бозначает - творить, создавать) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Слайд 4

Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность *Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое. *Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?». *Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям. *Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

Слайд 5

Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность *Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем». *Артистичность – выразительность, эстетические интересы. *Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов. *Чувство юмора – игривость. *Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Слайд 6

Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность *Потребность в одиночестве – самосозерцательность , рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими. *Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность. *Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность. *Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Слайд 7

Разминка «Креативная визитка» Задание 1 «Давайте поздороваемся »; Задание 2 «Одно из двух» и «Фантастические гипотезы » Задание 3 «Я + Ты = Мы » Задание 4 «Стоп кадр» («Крокодил ») Задание 5 «Кто Вы?» Задание 6 «Броуновское движение »

Слайд 8

Задание 7 «Заморочки из бочки» I вариант 1. Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев 2. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства 3. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна 4. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния 5. Сильная боязнь имеет большие органы зрения

Слайд 9

Задание 7 «Заморочки из бочки » II вариант 1. В нижних конечностях истины нет 2. Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих 3. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно 4. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения 5. Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока

Слайд 10

Задание 8 «В гостях у сказки» I вариант 1. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не хотели помочь хозяйке. 2. Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите эту сказку. 3. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло тот названия грязного вещества, встречающегося в камине. Кто это ? 4. Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. 5. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Её похищает неизвестный. Назовите сказку. 6. Сообразительное домашнее животное выводит в свет своего хозяина-простака. Любимая обувь домашнего животного?

Слайд 11

Задание 8 «В гостях у сказки» II вариант 1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность ? 2. Практикующий в Африке ветеринар 3. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке 4. Чудище-свистун , которого победил и взял в плен русский богатырь 5. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый, прикинувшись глухим, поймал 6. Девушка , знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Как называется сказка и назовите имя девушки

Слайд 12

Задание 9 «Шкатулка со сказками» Задание 10 «Звуки музыки» Задание 11 «Я учусь у тебя » Задание 12 « Корзина пожеланий»

Слайд 13

Ищите множество н естандартных ответов на единственно возможный ответ !

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Педагогический тренинг "Развитие креативных способностей педагогов".

Конспект педагогического тренинга на тему: "Развитие креативных способностей педагогов"....

Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»»

Определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательност...

Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Тренинг с педагогами на развитие креатвных способностей....

Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы    в коллек...

Тренинг развития креативности и творческих способностей педагогов

Тренинг для педагогов направленный на развитие творческих способностей...