Тренинг развития креативности и творческих способностей педагогов
методическая разработка по психологии

Хайруллина Элеонора Ахмаджановна

Тренинг для педагогов направленный на развитие творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie.pptx2.65 МБ
Файл kreativnoe_myshlenie_tekst.odt15.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг развития креативности и творческих способностей педагогов

Слайд 2

Правила группы С лушать друг друга не перебивая Проявлять активность, уважение к коллегам Говорить только от своего лица Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Слайд 3

Креативность способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор наряду с логическим, причем в довольно быстром темпе.

Слайд 4

Портрет креативной личности

Слайд 5

Сказочный вернисаж

Слайд 6

ДРУДЛЫ

Слайд 11

«Что здесь общего?»

Слайд 12

«Зонтик»

Слайд 13

"Творческая жизнь".

Слайд 14

«Телеграмма»

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тренинг креативности педагогов

Креативность – это способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор единственно верного решения; способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Креативность является одним из компонентов творческой личности и вовсе не обязательно наличие высоких интеллектуальных способностей. По каким признакам можно выделить креативную личность?

Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.

Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек. Они всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое. Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.

Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.

Разработаны различные упражнения для развития креативных способностей. Их множество. Какие бы техники ни выбрали, главное, чтобы они заставляли мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Цель тренинга:

Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия

Задачи тренинга:

1. Активизировать образную память и творческое воображение.

2. Содействовать развитию скорости и гибкости мышления, умению мыслить не стереотипно.

3. Способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности.

4. Тренировать способность распознавать и менять логические уровни.

Знакомство с правилами работы в группе:

- Слушать друг друга не перебивая

- Проявлять активность, уважение к коллегам

- Говорить только от своего лица

- Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках

- В случае нежелания выполнять какое либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Разминка.

Цель: настроить участников на рабочий лад, вызвать положительные эмоции, снять эмоциональное напряжение.

1. Знакомство (круг)

Мы все знаем друг друга, поэтому представим не себя, а коллегу, сидящего рядом.

Каждый участник называет  имя и какую-либо отличительную черту коллеги

2. Поменяйтесь местами те, кто умеет…

Основная деятельность.

3. Упражнение «Сказочный вернисаж»

(Работа в группе)

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.

Ведущий: Все мы родом из детства. Все знакомы с таким популярным фольклорным жанром, как сказка. Но это еще и волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Необходимо по описанию отгадать, о ком или о чем идет речь, и назвать сказку. Итак, начинаем.

1. В этой сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)

2. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

3. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуке влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)

4. В этой сказке главная героиня нагло и незаконно обманным путем не завладела чужим жилищем, различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Однако удалось это лишь наименьшему из всех участников. (Заюшкина избушка. Лиса)

4. Друдлы (на слайдах) (Визуальные загадки; картинки-головоломки, которые можно дополнить, дорисовать с целью создания нового предмета)

(Работа в группе)

Цель: способствовать формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, развитию воображения.

5. Упражнение «Что здесь общего?»

(работа в командах)

Участникам предлагаются два слова, обозначающие максимально отличные друг от друга предметы.

1 команда: Карандаш, яблоко

2 команда:  мячик, кленовый лист (не настоящий)

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. Побеждает та команда, которая придумает больше сходств.

6. Упражнение «Зонтик»

Как можно использовать зонтик в нашей работе?

Завершение.

7. Упражнение "Творческая жизнь".

(работа в командах)

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.

Инструкция: сформируйте перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Команды озвучивают рекомендации. Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Листы крепятся для обозрения.

В качестве примера предлагается список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Л. Кинг, 2005)

_ Регулярно выполняйте физические упражнения.

_ Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.

_ Овладевайте техникой релаксации и медитации.

_ Совершенствуйте уверенность в себе.

_ Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

_ Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

_ Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

_ Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

_ Займитесь живописью или скульптурой.

_ Посещайте вдохновляющие места.

_ Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

_ Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

_ Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль.

_ Слушайте классическую музыку.

_ Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.

_ Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.

_ Думайте о себе как о творческой личности.

_ Думайте о креативности как о способе существования.

_ Подражайте той известной творческой личности, которой вы восхищаетесь.

_ Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если?.»

_ Не засиживайтесь перед телевизором.

_ Позвольте себе мечтать.

_ Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.

_ Не выносите поспешных суждений.

_ Интересуйтесь абсолютно всем.

11. Телеграмма пожеланий

(Обратная связь)

Вспомните, как раньше писали телеграмму. Четко, кратко, но смысл был понятен.

В своей телеграмме оставьте несколько слов о том, что происходило сегодня (мини отзыв). Понравилась ли эта тема, что не понравилось. Рекомендации для последующих занятий, пожелания и т. д.

Итог

В процессе занятия каждый из вас активно мыслил, искал нестандартные решения, играл. У всех отлично получилось. Если этот процесс вызвал у вас положительные эмоции и доставил удовольствие, то это как раз и важно, потому что развитие творческих способностей во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью. Если есть желание, все получится!

За активную поддержку скажем друг другу Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический тренинг "Развитие креативных способностей педагогов".

Конспект педагогического тренинга на тему: "Развитие креативных способностей педагогов"....

Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»»

Определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательност...

Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Тренинг с педагогами на развитие креатвных способностей....

Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей. Задачи: - актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;- п...

Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование.

В группе с детьми я занимаюсь художественным конструированием. Мне и дошкольникам это очень нравится. В связи с этим я решила заниматься самообразованием в этом направлении....

Развитие креативных музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать современного ребенка  нужно  работать в современном ритме, идти в ногу со временем....

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Цель: актуализировать творческое, креативное развитие педагогов, как одного из составляющих их профессиональной компетентности....