Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»
методическая разработка

Дорогова Марина Владимировна

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

 

Задачи: 

- актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

- познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

- дать возможность применить полученные знания на практике.

 

Ход

1. Понятие рефлексии

Рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний.

Отрефлексировать что-то - "пережить", "оценить".

Педагогическая рефлексия – способность анализировать свою  деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий участник говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Виды рефлексии:                                                          

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении.

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

5. Формы рефлексии. 

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры».

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок. »

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

7. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); 

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); 

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

 

8. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без «НЕ», выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков, и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли «воспитателя» и в роли «воспитанника»?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

 

9. Упражнение  «Портрет в розовых тонах»

 Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

10. Упражнение «Обратная связь»

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Для успешной работа над собой вам поможет разработанная памятка, которая содержит алгоритм рефлексии.
11. Упражнение  «Собери рукопожатия» В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий.

Вариант: все встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

12. Рефлексия. Не подписываем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Практикум для педагогов с элементами тренинга

«РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»

                                                   Педагог-психолог:

Дорогова Марина Владимировна

г. Лесосибирск  2018г

                                                     

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи: 

- актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

- познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

- дать возможность применить полученные знания на практике.

Ход

1. Понятие рефлексии 

Рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний.

Отрефлексировать что-то - "пережить", "оценить".

Педагогическая рефлексия – способность анализировать свою  деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий участник говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Виды рефлексии:         

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

Pin Tree Mandala Coloring Pages on Pinterest

Tree Outline Stock Photos, Pictures, Royalty Free Tree Outli…

Tree Limb Drawing

Дидактические карточки - Деревья. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении.

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

5. Формы рефлексии. 

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры».

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок. »

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

7. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); 

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); 

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

8. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без «НЕ», выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков, и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли «воспитателя» и в роли «воспитанника»?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

 

9. Упражнение  «Портрет в розовых тонах»

 Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

10. Упражнение «Обратная связь» 

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Для успешной работа над собой вам поможет разработанная памятка, которая содержит алгоритм рефлексии.
11. Упражнение  «Собери рукопожатия» В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий.

Вариант: все встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

12. Рефлексия. Не подписываем.

Рефлексивная мишень

  1. Полезность полученной информации                      2. Доступность изложения                                                  

           

                    0

                            5           

                       10

3. Новизна полученной информации                                4. Мотивация к анализу своей            

                                                                                                       деятельности

Каждый участник ручкой четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.

13. Прощание.

Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.



Предварительный просмотр:

  • сфере умений (какие умения приобрел или нет).

Вторым шагом в осуществлении процедуры рефлексии в педагогическом процессе является определение субъектом причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития:

  1. успешность деятельности (взаимодействия);
  2. смену видов деятельности;
  3. интересное содержание;
  4. благоприятную атмосферу общения;
  5. возможность творчества;
  6. личностную ценность.

Заканчивается процедура рефлексии в педагогическом процессе оценкой участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия:

  • мнения самого субъекта педагогического взаимодействия о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, педагогических технологий, общения и др.);
  • установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

педагог-психолог Дорогова М.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Оценка персонала от 20000.00 руб. до 25000.00 руб. от компании "ООО КОНСАЛТплюс", купить в Перми

Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур.

Функций рефлексии в педагогическом процессе:

  • проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
  • организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагогов, педагога и воспитанника;
  • коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагогов, педагога и воспитанника;
  • смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия педагогов, педагога и воспитанника;
  • коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.

Процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:

1.        фиксирования состояния развития;

2.        определения причин этого;

3.        оценки продуктивности развития от состоявшегося педагогического взаимодействия.

Вначале субъект педагогического взаимодействия вербально фиксирует свое состояние развития в следующих сферах:

  • эмоционально-чувственной сфере (происходило ли нарастание эмоциональной возбудимости; испытывал ли положительные или отрицательные эмоции: радость, огорчение, удовлетворение, разочарование, недоумение, восторг, благодарность, успех и т.д.; виды эмоций и др.);
  • сфере потребностей (пассивное или активное состояние; появилось ли стремление, влечение, желание к деятельности, к саморазвитию);
  • мотивационной сфере (какие переживания вызвала деятельность (взаимодействие); насколько деятельность (взаимодействие) оказалась личностно значимой для субъекта; внешние и внутренние мотивы и др.);
  • сфере интересов (какие интересы появились; на что они направлены; уровень развития интереса; познавательные интересы и др.);
  • сфере ценностных ориентации (что явилось личностной ценностью; как обогатился спектр ценностей; в чем проявилась ценность и т.д.);
  • деятельностной сфере (какую деятельность это взаимодействие провоцирует; какую деятельность корректирует; от какой деятельности заставляет отказаться; насколько обогащает опыт деятельности и т.д.);
  •  гностической сфере (что произошло со знаниями; произошло ли наращивание, углубление знаний; систематизировались ли знания; что нового узнал);
  • сфере сознания (произошло ли осознание своей деятельности; осознает ли себя субъектом деятельности (взаимодействия); самооценка своей деятельности);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар - практикум для педагогов с элементами тренинга «Скоро в школу»

В данной презентации рассматриваются компоненты психологической  готовности  детей к школе.  Психологическая готовность включает в себя:  интеллектуальную готовность, мотивац...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...

Тренинг развития креативности и творческих способностей педагогов

Тренинг для педагогов направленный на развитие творческих способностей...

Кукла Десятиручка для педагогов. Семинар – практикум по куклотерапии с элементами тренинга для педагогов Тема: «кукла Десятиручка»

Цель: поиск ресурсного состояния.Задачи:Сформировать антистрессовые планы на будущее.Обогащение знаний об истории возникновения куклы...