Презентация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации»
методическая разработка

Качмар Анастасия Валериевна

Презентация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации»

 

Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, коммуникативном развитии детей, их поведении.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом -психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации» Подготовила: педагог-психолог Качмар А.В.

Слайд 2

Актуальность Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Слайд 3

Коммуникативная грамотность Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.

Слайд 4

Коммуникативная грамотность содержит два последовательно осваиваемых уровня: знание норм (шаблонов) общения (устного и письменного), принятых в обществе для стереотипных коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения; знание и использование правил и способов эффективной коммуникации в типичных ситуациях общения.

Слайд 5

Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются: наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию , разрешать ситуации конфликта); знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации; овладение умениями совместного речевого диалога; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Слайд 6

Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться: младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию. средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры. старший дошкольный возраст (5–7 лет ) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты), коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).

Слайд 7

В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает Сюжетно-ролевая игра В контексте формирования предпосылок коммуникативной грамотности детей этот вид игры выполняет задачи воспитания сопереживания, эмпатии , формирования представления о ценностях, правилах и нормах человеческого общества, развития умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, стимулирования самостоятельности и самоконтроля.

Слайд 8

Еще одним методом и одновременно формой формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста выступает Проблемно-практическая ситуация Проблемно-практическая ситуация способствует развитию умения ребенка анализировать и обобщать социально-нравственные представления, понимать чувства, как свои, так и других людей, выражать их, и способствует освоению и применению различных стратегий поведения.

Слайд 9

Алгоритм организации проблемно-практических ситуаций предполагает прохождение следующих этапов: Эмоциональное представление Активное сопереживание Поиск возможных способов и вариантов Практическое действие. Переживание успеха.

Слайд 10

Для формирования предпосылок коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно применять следующие педагогические технологии : Социо-игровая технология Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой.

Слайд 11

Социо-игровая технология –это игры и занятия детей в микрогруппах , позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Слайд 12

Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе образовательном процесса игры, способствующие формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков.

Слайд 13

Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич Программа-технология ориентирована на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций старших дошкольников в игре и совместной деятельности и включает в себя комплекс занятий-путешествий в течение года.

Слайд 14

Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой. Это комплекс педагогических технологий , которые способствуют формированию предпосылок коммуникативной грамотности, освоению норм и правил поведения в группе сверстников, знакомству с различными социальными ролями, развитию саморегуляции поведения.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Жар-птица»








Выступление на педагогическом совете

Тема: «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации»

Педагог-психолог: Качмар А.В.


р.п Усть-Донецкий
2024 год

Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, коммуникативном развитии детей, их поведении.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом -психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка.

Коммуникативную грамотностьможно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.

Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации. Коммуникативно грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.

Коммуникативная грамотность содержит два последовательно осваиваемых уровня:

  1. знание норм (шаблонов) общения (устного и письменного), принятых в обществе для стереотипных коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения;
  2. знание и использование правил и способов эффективной коммуникации в типичных ситуациях общения.

Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.

Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.

Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются:

  • наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);
  • знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;
  • овладение умениями совместного речевого диалога;
  • совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться:

  • младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию.
  • средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры.
  • старший дошкольный возраст (5–7 лет) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты), коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).

В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста, через которую он познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в ходе которой дети в условных ситуациях воссоздают ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью овладения социальными ролями и формирования навыков формального и неформального общения.

В контексте формирования предпосылок коммуникативной грамотности детей этот вид игры выполняет задачи воспитания сопереживания, эмпатии, формирования представления о ценностях, правилах и нормах человеческого общества, развития умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, стимулирования самостоятельности и самоконтроля. Именно в процессе совместных игр дошкольники активно контактируют, выражают свое мнение, выражают согласие (несогласие), принимают точку зрения других, сглаживают недоразумения, проявляют собственную жизненную позицию, просят прощения и прощают других.

Еще одним методом и одновременно формой формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста выступает проблемно-практическая ситуация, которая способствует приобретению детьми позитивного коммуникативного опыта при решении социально-нравственных задач.

Проблемно-практическая ситуация способствует развитию умения ребенка анализировать и обобщать социально-нравственные представления, понимать чувства, как свои, так и других людей, выражать их, и способствует освоению и применению различных стратегий поведения.

Алгоритм организации проблемно-практических ситуаций предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Эмоциональное представление проблемной ситуации детям. Важно заинтересовать детей возникшей трудностью; ввести их в ситуацию через постановку вопросов: «Что произошло?», «Какая возникла проблема?» «Из-за чего появилось затруднение?».
  2. Активное сопереживание участникам ситуации. На данном этапе необходимо вызвать у детей эмпатию по отношению к действующим героям проблемной ситуации, осознание их трудностей: Этому способствует постановка таких вопросов, как «Какие чувства испытывают герои ситуации?», «Какое у них настроение?», можно обратить к собственному жизненному опыту ребенка, задав вопрос «Случалось ли с вами такое в жизни?», «Какие эмоции и чувства вы испытывали в подобной ситуации?».
  3. Поиск возможных способов и вариантов разрешения ситуации. Педагог побуждает детей к анализу ситуации и способам ее разрешения через постановку таких вопросов, как «Что может произойти в этом случае?», «Как можно помочь?», «Как поступили бы вы на месте участника ситуации?». При этом следует обсудить все предложения детей и найти решение, общее для всех.
  4. Практическое действие. Педагог предлагает детям выразить сочувствие участникам проблемной ситуации, утешить, проявить заботу, помочь разрешить спор ил конфликт и т.д. Это может быть также и ролевое обыгрывание.
  5. Переживание успеха. На завершающем этапе нужно помочь детям осознать изменение эмоционального состояния участников, пережить радость и удовлетворение от успешно разрешенной проблемы. Важно также вербализовать детям значимые жизненные установки, например «Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга!», «Сообща можно решить любые проблемы!».

Для формирования предпосылок коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно применять следующие педагогические технологии:

  • Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в общении и игровом взаимодействии со сверстниками. Направлена на создание условий для формирования у детей коммуникативных навыков, способности к кооперативным отношениям и установлению доброжелательных отношений в процессе организации взаимодействия обучения и взаимобучения со сверстниками в микрогруппах. Сущность технологии ее разработчики, А. П. Ершова, В. М. Букатов и Е. Е. Шулешко, определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Использование социо-игровой технологии в системе педагогической работы, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей, дает возможность научить детей и научиться самому педагогу конструктивному общению, осуществлять образовательный процесс более интересно для детей; развивать у них инициативу, познавательную активность, самостоятельность и творчество.

  • Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе образовательном процесса игры, способствующие формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков. Это умения включаться в коллективно-распределительную деятельность, находить партнеров для решения задач и достижения своих целей, поиска нужной (или недостающей) информации для решения поставленной задачи, правильно формулировать и задавать вопросы и отвечать на них. Представленный в технологии комплекс игр («Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажи нам», «Волшебные картинки») обеспечивает решение различных образовательных задач через организацию значимых для дошкольников видов деятельности.

  • Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич ориентирована на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций старших дошкольников в игре и совместной деятельности и включает в себя комплекс занятий-путешествий в течение года. Технология предполагает организацию взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на изменение их эмоциональных состояний и моделей поведения с помощью таких обучающих техник, как ролевое проигрывание, моделирование, система поощрений. Тактика поведения педагога при этом заключается в проявлении дружелюбия и симпатии, безусловного принятия и уважения личности ребенка. Педагог активно пользуется приемами объяснения и рассуждения на интересующие детей темы, строит конструктивный диалог, применяет игры и психологические упражнения, направленные на проживание опыта совместных переживаний.

  • Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой. Это комплекс педагогических технологий: «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Круг рефлексии», «Ситуации Месяца», «Заключительные праздники по Ситуациям месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Каждая из технологий способствует формированию предпосылок коммуникативной грамотности, освоению норм и правил поведения в группе сверстников, знакомству с различными социальными ролями, развитию саморегуляции поведения, что, в свою очередь, ведет к осознанию своего поведения и осуществлению собственного свободного выбора. Реализация всех технологий в едином комплексе дает возможность педагогу достичь позитивного воспитательного эффекта и повысить уровень развития коммуникативных и кооперативных умений дошкольников, необходимых для установления доброжелательных межличностных отношений детей и формированию их активной жизненной позиции.

Заключение

Такие методы и технологиимогут стать для педагогов в детских садах эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы.

Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Литература

  1. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие. М.: Сфера, 2014.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей // Детский сад: теория и практика. 2015. № 2(50). – С 54-67.
  4. Кривцова С. В., Чал-Борю В. Ю., Белевич А. А. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология. М.: Издательство: Клевер, 2016.
  5. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – 2-е изд. М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
  6. Рылеева Е. В. 10 игр для социализации дошкольников. Методическое пособие. М.: Издательство: Скрипторий, 2015.
  7. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 4. С. 2–8.
  8. Смирнова Е.О., Гударёва О. В. Состояние игры современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2.
  9. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему:«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»...

Проект «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью игр»

проект по использованию игр на занятиях учителя-дефектолога для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослы...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...