"Ознакомление с живописными произведениями различных жанров в рамках дошкольного образования"
консультация (старшая группа)

Жанр - это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания.

В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.

Жанры могут различаться по:

Предмету изображения

-природы- ПЕЙЗАЖ

сельский

городской

индустриальный

-вещей- НАТЮРМОРТ

цветочный

со снедью

с бытовыми вещами

-человека- ПОРТРЕТ

парадный

интимный

групповой

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

«Ознакомление с живописными произведениями различных жанров в рамках дошкольного образования»

Подготовила: Овчинникова

   Наталья Геннадьевна,

воспитатель

                              г.Камень – на – Оби, Каменский район

2024г

           Жанр - это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания.

В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.

Жанры могут различаться по:

Предмету изображения

-природы- ПЕЙЗАЖ

сельский

городской

индустриальный

-вещей- НАТЮРМОРТ

цветочный

со снедью

с бытовыми вещами

-человека- ПОРТРЕТ

парадный

интимный

групповой

                     

                   Событий жизни (сюжетно-тематическая картина)

-исторический

-батальный

-бытовой

-анималистический

-интерьер

            В работе с детьми дошкольного возраста  используются такие жанры живописи как натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр.

     I.    1 вид живописи – это натюрморт, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы.

           НАТЮРМОРТ - это изображение различных предметов, вещей, объединённых группу конкретным сюжетом.   В переводе с французского слово « натюрморт» означает «мертвая натура»

           Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и    вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

                         

                                Виды натюрмортов.

         Однопорядковый  (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее.

         Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.

         В изображениях, если есть некоторый сюжет, мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

           Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже со 2  младшей группы.

          Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес,   эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы,  желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, и т.д.).

           Детям этого возраста предлагаются  одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение.

         Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются.

            Продолжаем вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину,  но уже подбираем для них натюрморты разного вида. Формируем у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

      В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные натюрморты. 

    II. Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как ПЕЙЗАЖ.

Пейзаж – это «портрет» природы.

Французское слово «пейзаж» означает «природа».

Она становится как бы «героем» произведения.

      Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.

        Знакомство детей    c жанром  пейзаж  способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

         По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.

        Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй.

       За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3-4 картины.

         В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени следует устраивать выставки репродукций с картин, иллюстраций в книгах. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины , которые больше понравились, заинтересовали их.

        После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-нибудь времени года.  "Осень золотая", "Поздняя осень", "Снежная зима", "Ранняя весна", "Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве".                                                  

        Исходя из возможностей детей 4-5 лет,  можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж).

         Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи  изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например: начало осени, золотая осень, поздняя осень).    Можно познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи - колорите, композиции, рисунке.

          В 6-7 лет знакомим  детей с такими видами пейзажа, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым "секретам" использования художниками живописного языка пейзажа. Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога - определить эти возможности.

      III. Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета.

         ПОРТРЕТ - это  изображение   человека, либо группы людей, существующих в реальной действительности.

        Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека.  Главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

   Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи.

       Дети 5-6 лет знакомятся с костюмированным, семейным портретом, автопортретом. Здесь особое внимание обращается на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета.

    В подготовительной группе 6-7 лет дети знакомятся с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и  профессиональную деятельность (художник, писатель, врач).                    

 IV. Со старшей группы знакомим детей СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫМ ЖАНРОМ.

         Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

        Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

          

     

      Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.