Проект "Осень в гости к нам пришла"
проект (подготовительная группа)

Борисова Надежда Геннадьевна

Формировать обобщённое представление об осени, как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Осень в гости к нам пришла"187.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673468655_gas-kvas-com-p-osen-risunok-dlya-detei-v-detskom-sadu-46.jpg

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Разновозрастная группа «Капитошки»

с 01.10.2023 – 31.10.2023

                                     Воспитатель:                                  

                                                                        Борисова Надежда Геннадьевна

                                               

г. Красноярск

2023г

Тип: познавательно-творческий

Вид: среднесрочный (один месяц)  с 01.10.2023 – 31.10.2023

Участники: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители группы.

Актуальность.

Наша задача - помочь ребёнку открыть мир окружающей природы. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.

В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому дошкольникам необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений. 

Проблема

Дети в недостаточной  степени имеют представления об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут  определить значение слов и выражений, подобрать к существительным прилагательные и глаголы Некоторые дети затрудняются назвать месяца и некоторые признаки осени.

Проблема и в том, что родители не всегда понимают значение экологического воспитания. Они уделяют недостаточно внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают внимания, на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе.

       Поэтому задача экологического воспитания ложится на детский сад и другие образовательные учреждения.В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о природе, о временах года. У них формируется эстетическое восприятие, бережное отношение к окружающему миру.  

Цель: Формировать обобщенное представление об осени как времени года.

Дать первичное представление об экосистеме и природных зонах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь птиц и животных.
  • Уточнить и расширить представления детей о жизни животных и птиц как южных, так исеверных стран.
  • Знакомить детей с жителями подводного мира.
  • Расширение представлений детей о грибах и ягодах, деревьях  и кустарниках  осенью,  
  • Учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
  • Расширять представления о неживой природе.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;(Активизировать и расширять словарный запас по теме «Осень»;
  • Развивать любознательность, активность, отзывчивость;
  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эстетические чувства.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к природе.

Работа с родителями

  • Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми;
  • Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы;
  • оформление «Куба знаний об осени»;
  • оформление папки-передвижки: «Признаки осени»;
  • Консультация для родителей :«Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ».
  • Участие в детско-родительской выставке «Осенняя фантазия»

Формы реализации проекта:

  • Непосредственная  образовательная деятельность;
  • Наблюдения;
  • Беседы с детьми;
  • Исследовательская деятельность;
  • Чтение литературных произведений;
  • Игровая деятельность;
  • Работа с родителями.

Ожидаемые результаты

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Обогащение активного словаря детей осеннюю тему;

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт.

- Развитие детского творчества в разных направлениях;

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт:

  • Оформление совместно с родителями  - «Куба знаний об осени»;
  • Оформлена выставки детскими рисунками «Красавица Осень»;
  • Оформлена папка-передвижка: «Признаки осени»
  • Осенний праздник: «Золотая Осень»;
  • Выставка: «Осенняя фантазия».

Утренний круг. Три вопроса.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно это узнать?

  1. Опадают листья.
  2. Листья становятся

жёлтыми.

  1. Идёт дождь.
  2. Кушаем фрукты и овощи.
  3. Птицы улетают на юг.
  4. Дикие животные готовятся к зиме.
  1. Почему осенью становится холоднее?
  2. Как приготовить компот из фруктов?
  3. Почему овощи надо собирать вовремя с огорода?
  4. Почему улетают птицы?
  5. Почему желтеют листья?
  6. Как животные готовятся к зиме?
  7. Все ли животные готовятся к зиме?

1. Наблюдение.

2. Беседы, презентации, видео.

3. Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов.

4. На занятиях в детском саду.

5.Спросить у родителей.

6. Спросить у «Алисы»

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

  • Составление плана совместной работы с детьми,родителями и педагогами;
  • Подбор материала и оборудования для занятий,  игр, бесед;
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций, стихов, песен, потешек;
  • Подбор консультаций для родителей.

  1. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  • Утренний круг;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Сбор природного материала: листья, веточки, шишки, камушеи;
  • Исследовательская деятельность;
  • Конструирование,
  • Лепка;
  • Аппликация,
  • Скороговорки, потешки;
  • Пальчиковые игры, театрализованные игры;
  • Дидактические игры;
  • Прослушивание музыкальных произведений на тему «Осень».

Мероприятия по работе с родителями:

  • Участие в выставке: «Осенние фантазии»;
  • Индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
  • Консультация для родителей:  «Готовим руку дошкольника к письму» Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе;
  • Консультация «Витаминная азбука здоровья». Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей;
  • Осенний праздник для детей и родителей «Золотая осень». Выставка творческих работ по теме недели.  
  • «Поделки из овощей». Цель: привлечь родителей к совместному творчеству с ребенком.
  • Оформление «Куба знаний об осени.

  1. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление совместно с родителями  - «Куба знаний об осени»;
  • Оформлена выставки детскими рисунками «Красавица Осень»;
  • Оформлена папка-передвижка: «Признаки осени»
  • Осенний праздник: «Золотая Осень»;
  • Выставка: «Осенняя фантазия».

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

1 этап.

Предварительная работа

Мониторинг знаний детей.

Выяснить: что знают, что умеют, что хотят узнать.

01.10 - 02.10

педагоги

Сбор информации, иллюстраций и литературы.

Беседа с родителями по данной теме

Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы .

01.10 - 04.10

педагоги

Привлечь родителей к участию в жизни группы.

Изучение литературы; Подготовка материала

Изучение, рассмотрение и предоставление детям необходимого материала.

01.10-04.10

педагоги

Подбор необходимой методической литературы, иллюстраций, художественной литературы и т.д.

Разработка консультаций для родителей

Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Составление плана совместной работы с детьми,родителями и педагогами;
  • Подбор материала и оборудования для занятий,  игр, бесед;
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций, стихов, песен, потешек;
  • Консультаций для родителей.

01.10- 23.10

педагоги

Подбор необходимой методической литературы,


Разделы работы

2 этап.

Основной

Образовательная деятельность

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование: (сюжетное)   «Золотая осень»

«Осеннее дерево» - (Техника мокрого листа)

Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит;

Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом);

Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее; Развивать творчество, желание выполнить свою работу до конца.

Рисование: (предметное)  

 «Поезд, в котором мы ездили в лесу(за грибами)»

Цель:Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов. Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании;

Развивать пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе. Развивать воображение.

Рисование: «Ветка рябины для белочки» - (Ватными палочками)

Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет;

Закреплять умение красиво располагать изображение на листе.

Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).

Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Рисование: «Осенний букет»  - отпечатывание осенними листьями;

Цель: ознакомление детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями».

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с приемами нетрадиционной техники рисования – «Отпечаток листом»;

 - развивать художественно – творческие способности детей;

 - тренировать умение аккуратно использовать краску при работе;

 - углублять знания детей о времени года – Осень;

Развивающие:

 - обеспечить ситуации, способствующие развитию общей моторики рук и координации движений, тактильных опущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления;

 - способствовать развитию речи (отвечать на поставленные вопросы полным ответом, составлять сложные предложения по теме, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные);

 - развивать творческие способности, чувство композиции, цветовосприятия и зрительно – двигательную координацию.

Воспитательные:

 - воспитывать, чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы;

Лепка:  «Осенние цветы» 

пластилинография;

 Лепка: «Фрукты – овощи»  - рельефная лепка.

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.

Задачи:

1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фруктыовощи,передавая их характер особенности;

2)Развивать глазомер;

3)Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)

4)Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.

Лепка: «Лукошко с грибами» .

Цель: Закреплять умение работать с пластилином, отламывать небольшие части от целого куска. Лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Передавать некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края (шляпок грибов), утолщающаяся ножка.

Применять знакомые приемы лепки: лепка из отдельных частей, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения. Уметь радоваться полученному результату

Аппликация:   «Осеннее дерево»

Цель: Формировать у детей умение создавать красивый образ осеннего дерева.

Продолжатьосвоениетехники аппликации (находить места для листочков на изображении дерева, упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков.)

Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.

Воспитывать интерес к познанию природы

«Цветочная клумба»;

«Летят перелетные птицы».

Аппликация: «Лес, точно терем расписной..., где гуляют дикие животные» -

Цель: Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции, учить вырезать животных.

Конструирование:  «Объемные зонтики»

Цель: Познакомить детей с одним из приемов работы с бумагой – складыванием; поощрять составление композиции из подготовленных форм в объемную аппликацию.

Закреплять умение аккуратно работать с клеем и бумагой.

Развивать продуктивное воображение, фантазию, самостоятельность, технические умения.

Речевое развитие: 

1.Рассказывание по картине «Осень в городе»

Цель:  научить детей использовать ранее приобретённые навыки построения , самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым, а также закрепить знания о родном городе.

Задачи:

— Закрепить умение рассматривать сюжетную картину и составлять рассказ по ней.
— Учить согласовывать существительные с прилагательными.
— Закрепить знания о достопримечательностях родного города.
— Расширить знания детей о символе города.
— Развивать связную речь, обогащать словарный запас, внимание, память, мышление.
— Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение слушать своего сверстника.

2.Пересказ с наглядной опорой в виде графических схем «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому);

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

- закреплять представления детей об образе жизни белки в осенний период;

- развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность;

- активизировать и расширять словарь

3. Пересказ с наглядной опорой «Белки» (по И. Соколову-Микитову),

  Цель:  Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 

 «Осень под водой» (по Н.Сладкову)

4.Беседы: «Труд людей осенью», «Осенины»

Цель: систематизировать знания детей об осени (расширять, уточнять)

Задачи:

• Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных, растений;

• Закрепить знание осенних месяцев;

• Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах

4.Составление описательных рассказов о осени и ее дарах с помощью мнемотаблицы «Осень»

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Задачи:

 -Составление рассказа по опорной схеме «Откуда хлеб пришел»;

- актуализация знаний об основных признаках и явлениях природы осенью;

- закрепление и активизация словаря по теме.

                                                   Совместная деятельность

Беседы

1.«Осень – хорошо, осень – плохо»

Цель: Формировать умение выявлять противоречивые свойства объектов, явлений, умение делать выводы. Развивать память, мышление.

2.«Лес – богатство нашего края»

Цель:  Формировать представления о богатстве Красноярского края.

Уточнить и расширить знания детей о лесе, как о многоярусной системе, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях, о сезонных изменениях в жизни растений и животных. Воспитывать стремление беречь и приумножать природу родного края.аблюдать, анализировать «Осенняя прогулка»,

 «Краски осени», «Осень в лесу»

 «Подарки осени», «Нет трудов,  нет и плодов»

 «Скажи овощам и фруктам спасибо»

3.«Что такое сад и что там растёт?

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, память. Формировать  представления о фруктах: фрукты это  плоды растений, которые выращивают  в саду для употребления в пищу.

4.Беседа: «Почему листья осенью желтеют и опадают?

Цель: Расширить знания детей об осени. Развивать речь детей.

5.Беседа: «Грибы съедобные и несъедобные»

Цель: Закрепить знания детей о грибах, дать понятие «съедобные и несъедобные». Уточнить знания о том, что грибы вредные для человека, полезны для животных. Воспитывать бережное отношение

6.Беседа: «Что такое сад и что тамрастёт? «Рассматривание альбома: «Волшебный сад»

Цель:  Формировать представления о фруктах: фрукты это  плоды растений, которые выращивают  в саду для употребления в пищу

    Игровая деятельность

Дидактические игры:

1.«Чего не стало?», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже);

 2.«Назови ласково» (образование сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами)

 3.«Скажи со словом «осенний», «Лето или осень?» (игра с мячом) — упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

4. «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных);

5.«Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев);

6.  Игра «Подбери предметы к признакам»

 7.«Ящик ощущений»  (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь); 

8. «Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы);

9.«Собираем фрукты»;

10.«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка);

11.«Собери картинку», «Составь предложение»;

12.«Где, какая птица находится»;

13. Игра «Когда это бывает?»;

14.Игра «Подбери предметы к признакам».

Сюжетно ролевые игры:  

1.Магазин «Овощи и фрукты»,

2.Магазин «Хлебушко»;

3.«Путешествие в лес»;  

4.«Семья – школа – магазин»;

6. «Семья – летние заготовки»

5.«Ярмарка»;

Пальчиковые игры " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", «Компот». «Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок»,

Драматизация народной сказки «Колосок»

Моделирование ситуации 

1.«Если вдруг не наступит осень»

Цель: уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о растительном и животном мире в осенний период времени. Закрепить знания о характерных приметах осени. Что произойдёт?

2.«Летят перелетные птицы»

Цель: Учить детей делать умозаключение, что будет, если перелётные птицы останутся зимовать у нас?

3.«Расскажем мышатам о падарках осени»

Цель: Учить детей делать умозаключение, что будет

4.Разговор  о взаимосвязи живой и неживой природы осенью.

 Цель: вспомнить, какие животные живут в лесу, их повадки, делать умозаключение.

5. «Грибная сказка».

Цель: расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с другим названием белого гриба — боровик; формировать представления о правилах сбора грибов; объяснить значение для лесного сообщества несъедобных для человека грибов. Какие опасности подстерегают?Утренний

Утренний круг:

1.Беседа «Грибы и ягоды в лесу»

Цель: Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов. Продолжать знакомить с природой родного края; Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Беседа «По тропинке в лес пойдём».

Цель: пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу и правилами сбора грибов; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

3.Беседа: «Как помочь лесным жителям подготовиться к зиме».

Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

4.Беседа: «Такие разные следы».

Цель: закрепить знания детей о том, какому дикому животному принадлежит тот или иной след.

5.Беседа с детьми о хищниках леса, что они делают осенью.

Цель: способствовать развитию у детей познавательного развития, желание  получать знания самостоятельно, анализировать и делать выводы.

6.Беседа: «Лес и его обитатели»

Цель: развиваем речь, память, отвечаем на вопросы, умения делать своё заключение.

7.Беседа: «Откуда хлеб пришел?»

Цель:закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле;расширить знания  о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

Наблюдение

1.Наблюдение за осенними явлениями;

2.Наблюдение  за осенним дождем. Сравнение его с летнимдождём;

3.Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицами;

4.Наблюдения запродолжительностью светового дня;

5.«Почему исчезли насекомые?»

6.Наблюдение за деревьями на участке детского сада

7. Наблюдение за дождём;

8.Наблюдение за ветром;

9.Наблюдение за сбором грибов родителями в лесу;

10.Экскурсия в городской парк;

11.Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей и фруктов;

12. Наблюдение за насекомыми.

Трудовая деятельность

Сбор веточек и составление из них геометрических фигур

Составление из опавшх листьев на асфальте узора

Совместное украшение группы к осеннему празднику

Сбор листьев для коллажа и гербария

Изготовление альбома о дарах осени

Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала

Художественное творчество

Коллаж из осенних листьев

Изготовление приглашений на осенний праздник

Работа с трафаретами и шаблонами

Раскрашивание, штрихование

Составление узоров и рисунков из круп

Музыка

Разучивание песен об осени  

Слушание «Звуки леса»

Танец  осенних листочков

Танец «журавлей»

Сценка «Спор овощей»

Музыкальные игры: «Ежик», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай»

Чтение художественной литературы

Чтение:  

А.Барто «В школу»

К.Бальмонта «Сентябрь»

К.Ушинский «Осень»

И. Соколов  - Микитов «Листопадничек»

Даль «Война грибов с ягодами»

Я.Тайц «Грибы»

М.Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»

Коркин B. Что растет на нашей грядке?

Трутнева E. Урожай, урожай!

Маршак С. Синьор Помидор.

Аким Я.Яблонька.

Токмакова И. Яблонька.

В.Сутеев «Мешок яблок»

К. Ушинский «История одной яблоньки»

Толстой Л. «Косточка». 

Рассказ Н.Носова «Огурцы»

Чтение стихов:

 Н. Егоровой «Листопад»,

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,

 А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

А. Майков «Осенние листья»;

 Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето», «Осень»

А. Фет  «Задрожали листы»;

А. Плещеев  «Осенняя песенка»;

Константин Бальмонт «ОСЕНЬ»;

Рассказывание сказок :«Каравай», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».

Чтение беларусской сказки «Легкий хлеб».

Физическая культура

Подвижные игры: 

Игра «У медведя во бору»

« Кто скорее соберет овощи» ;

Игра «Совушка»

 «Собираем урожай»;

 «Огород у нас в порядке» ;

Игра «Поймай листок»

Игра «Раз, два, три, названный лист бери»
«Автомобили на уборке урожая»;

«Пирог»;

 Игра «Перелет птиц»

 «Назвался груздем, полезай в кузовок»;

«Целое и часть»

 «Грибы и грибники»

                                                   

 Прогнозируемый результат:

 

1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).

 2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

 3. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.     

 4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.

5. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей и родителей.

Результат проекта

- выставка детских рисунков «Осень разноцветная»,

- выставка участников конкурса поделок и рисунков «Яркие краски Осени»

- участие детей во всероссийских творческих конкурсах по данной теме

- Осенний праздник «Золотая красавица Осень»

                                          Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

-  Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчесва, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Литература: 

        Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

           И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (старшая – подготовительная к школе группа) – М.: ООО ИД «Цветной мир» 2017

        О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» М.: Изд. Мозаика – Синтез, 2016

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа» М.: Изд. Мозаика – Синтез, 2017

. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С-П: Изд: Детство – Пресс 2004

О.Н. Каушкаль М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира» Подготовительная группа М.: Центр пед. образования 2016

Сайт «Родная тропинка» автор Ася Валасина

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пословицы, приметыи поговорки об осени

  • Упал с дерева один лист — жди осени.
  • От осени к лету повороту нету.
  • Иван постный пришел – лето красное увел (Иван – полетний – 11 сентября).
  • Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
  • Осень идет и дождь за собой ведет.
  • Сентябрь птиц в дорогу погнал.
  • Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме.
  • Строгой зима будет, если птицы в отлет дружно пошли.
  • Теплая осень — к долгой зиме.
  • Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. 
  • Раннее опадание листвы — к ранней зиме. 
  • Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
  • Первый снежок не лежок.
  • Август варит, сентябрь к столу подает.
  • В августе до обеда — лето, после обеда — осень. 
  • В октябре до обеда осень, а после обеда зима. 
  • В октябре птицы с родиной прощаются. 
  • Вешний дождь растит, а осенний гноит. 
  • Готовь сани с весны, а колеса с осени.
  • Гром в сентябре предвещает теплую осень. 
  • Красна весна цветами, осень — снопами. . 
  • Октябрь завершает сборы к зиме.
  • В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
  • Осенью много паутины – на ясную погоду.
  • Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
  • Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – к хорошей осени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:  «Дидактические игры»

Игра «Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного внимания. Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.) и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало.

Игра «Назови ласково» направлена на социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста.

 формировать у детей умение называть ласково друг друга по имени.

Цель:  обогащать словарный запас детей,  формировать доброжелательное, терпимое отношение к другим детям, умение замечать настроение другого.

Игра «Скажи со словом «осенний», «Лето или осень?» (игра с мячом) ; Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

Игра «С какого дерева листок»

Цель:  формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать  словарный  запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры.

1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек .

2. Описать дерево и его листья .

3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Назвать особенность каждого дерева.

5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

«Загадай, мы отгадаем"

Цель: В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.

«Где, какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующихи перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия.

«Кто как передвигается»

Цель: Учить различать способы передвижения животных.Активизировать словарь детей словами-действиями: прыгает, скачет, бегает, идет-переваливается, крадется.

Игра «Когда это бывает?».

Цельуточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Игра «Найди пару»

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках»

Игра «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры. Осенний - день,… .

                   Осенняя - погода,… .

                   Осеннее - небо,… .

                   Осенние - дожди,… .

ПРИЛОЖЕНИ 3: «Подвижные игры»

Игра «У медведя во бору»
Цель:
 закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Игра «Совушка»

Цель: Закреплять умение детей действовать по сигналу «день» и «ночь».

развивать равновесие, быстроту реакции и неподвижность.

Воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

«Какие животные спрятались на картинке?»

Цель: закрепить знания у детей о диких животных, развитие внимания, мышления, воображения, быстроту.

Игра «Поймай листок»

Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Игра «Перелет птиц»

Цель: Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей), лазать по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу.

Ход игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

Игра «Раз, два, три, названный лист бери»

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры: Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!

Игра: «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память, быстроту, сноровку.

Игра: «Грибы и грибники»

Цель: упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:

В игре участвуют 2 команды: «Грибы» и «Грибники».

На полу шнуром обозначается 2 круга: в центре круг малого диаметра (2–3 м) — корзины грибников, а внешний круг большого диаметра — лес, где растут грибы.

«Грибы» встают во внешний круг, а «грибники» по парам — в центр.

Все дети приседают на корточки и выполняют движения, о которых говорит инструктор.

После последних слов «грибы» разбегаются. «Грибники» парами ловят грибы в свой круг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4:  

«СТИХИ ОБ ОСЕНИ»

 

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...
(Из романа "Евгений Онегин")

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Константин Бальмонт
ОСЕНЬ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды

ЛИСТОПАД

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.

А. Фет  

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.

А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5: «ЗАГАДКИ»

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- осень -

***

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
- сентябрь -

***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
- октябрь -

***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- ноябрь -

***
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- осень -

***
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
- осенью –

***

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

- осень -

***

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

- осень -

***

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

- осень -

***

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла …

- осенняя пора -

***

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

- деревья осенью -

***

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

- листопад -

***

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись.

- дождь -

***

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

- ветер -

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6:   Наблюдения  «ОСЕНЬ».

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. 

Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень)

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Наблюдение № 2

«За признаками осени»Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø Сентябрь без плодов не бывает.

Ø В сентябре прохладно, да сытно.

Ø С сентября и лист на дереве не держится.

Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.

Ø Осень студит воду.

Наблюдение № 3

«Наблюдение за температурой»

После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Наблюдение № 4

«Наблюдение за осадками». 

Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет.

Наблюдение № 5

«Наблюдение за утренним туманом и росой»

Объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка: Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий… (туман)

Наблюдение № 6

 «Наблюдение за птицами»

 Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

 «Наблюдение за ветром» № 7

Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

Наблюдение № 8

«Наблюдение за продолжительностью дня»

Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Наблюдение № 9

«Наблюдение за растениями»

. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение № 10

«Наблюдение за листопадом»

 Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Наблюдение № 11

«Наблюдение за листьями в сухую погоду».

Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Наблюдение № 12

«Наблюдения за растениями».

Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Загадка: Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха).

Наблюдение № 13

«Наблюдение за насекомыми»

 Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Загадки:

ü Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

ü Шли плотнички без топоров,

   Срубили избу без углов. (Муравейник)

ü Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

ü Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха)

Наблюдение № 14

«Наблюдение за распространением семян и плодов»

Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Наблюдение № 15

«Наблюдение за небом».

Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий. (небо)

Наблюдение № 16

«Наблюдение за насекомыми»

Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

Ø Заяц, еж, лиса, шмель;

Ø Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Ø Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Ø Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;

Ø Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

Ø Таракан, муха, пчела, майский жук;

Ø Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Наблюдение № 17

«Наблюдение за деревьями и кустарниками».

Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Загадка: Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Упражнение «Правильно произнесите слова» - согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два…, пять…

Одна сосна, две…, пять…

Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.

Наблюдение № 18

«Наблюдение за признаками осени»

 Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Наблюдение № 19

«Продолжать наблюдение за признаками осени»

 Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø Октябрь – грязник.

Ø Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Ø Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Ø Весна красна цветами, а осень – снопами.

Ø В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Наблюдение № 20

«Длительное наблюдение за многолетним растением» – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадка: Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик).

Наблюдение № 21

«Рассматривание семян»

 Обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

Наблюдение № 22

«Наблюдение за отлетом птиц».

Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Загадки: Вёрст не считала,

По дорогам не езжала,

А за морем бывала. (Птица).

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.(Утка)

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.  

2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (старшая – подготовительная к школе группа) – М.: ООО ИД «Цветной мир» 2017

3. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» М.: Изд. Мозаика – Синтез, 2016

4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа» М.: Изд. Мозаика – Синтез, 2017

  5. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С-П: Изд: Детство – Пресс 2004 6. О.Н. Каушкаль М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира» Подго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...