Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста
материал

Грекова Галина Сергеевна

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_didakticheskaya_igra.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 города Ейска                         муниципального образования Ейский район                                                                                                          

                                           Выступление на тему:                                                «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»

                                                Подготовил                                                                                                                                          воспитатель Грекова Г.С.


«Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»                                                                Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.                                                                  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.                                         Актуальность моей работы заключается в том, что дидактические игры создаются в развивающих целях. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально – эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.             Мною были поставлены цели и задачи:                                                                                                                                                                                - Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.                                                                                                                                                    - Воспитание познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.                                                                                    - Изучить и систематизировать теоритический и практический материал по теме.                                                                                                                            - Составить картотеку дидактических игр для детей дошкольного возраста.

 Что же такое дидактическая игра?                                                                Одним из основных видов игровой деятельности является дидактическая игра, которая представляет собой сложное педагогическое явление. Она направлена не только на решение разных речевых задач, но и способствует развитию познавательных и умственных способностей (получение новых знаний, их закрепления и обобщения, расширение имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растений, животных), развитию памяти, внимания, наблюдательности, а также социально-нравственному развитию ребенка. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать. Именно поэтому дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия.               Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнить. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.                                          Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

  • обучающая и воспитывающая задача,
  • игровые действия и правила.

Основные функции дидактической игры.                                                    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

  • игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
  •  формой обучения,
  • самостоятельной игровой деятельностью,
  •  средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.                                                                                Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры.                                                                                Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность, они построены на словах и действиях играющих. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, умение понимать юмор.                                                                                        Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами используются игрушки и различные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.                                                        Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.). С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, мелкую моторику рук, логику, внимание, учиться принимать решения, развивать навыки самоконтроля и усидчивости.                                                                Дидактическая игра «Что из чего сделано»                                 Подходит для занятий в детских садах и дома. Она знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены. Занятие предназначено для детсадовцев старшей и средней группы, развивает память, концентрацию внимания, логическое мышление.
                                
Дидактическая игра «Противоположности»                         Предназначена для развивающих занятий с дошкольниками 3-5 лет. Учит детей составлять пары из объектов, противоположных по значению. Дети становятся более внимательными, у них развивается логическая и зрительная память.
                               Дидактическая игра «Четвёртый лишний»                                 Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
                              
Дидактическая игра «Лабиринт»                                         Предназначена для индивидуальных занятий под контролем педагога с дошкольниками. Настольно-печатная игра развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы. Развивает мелкую моторику, внимание, память.
                             
Дидактическая игра «Магазин»                                         Направлена на расширение знаний об окружающих предметах и продуктах, на развитие речи и коммуникабельности. В нее можно играть и как в настольную, и как в ролевую, используя иллюстративный материал в виде карточек в качестве атрибутики.
                              
Дидактическая игра «Волшебные палочки»                                 Способствует развитию памяти, логического мышления, концентрацию внимания (сосредоточенность), пространственного внимания, воображения, мелкой моторики рук, закреплению цвета, изучению геометрических фигур.
                                
Дидактическая игра «Разноцветный рис».                                Игры с рисом способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с цветным рисом даёт толчок полёту творческой фантазии детей. С помощью цветного риса можно изучить и закрепить названия цветов.
                                Дидактическая игра «Какого цвета?»                                         Закрепляет знание детей о цвете, умение подбирать предметные картинки по определённому признаку. Пополняет словарный запас детей, воспитывает усидчивость, дружеские взаимоотношения.                                                        Дидактическая игра «Весёлые картинки».                 Развивает у детей логическое мышление; умение составлять логические цепочки, развивает понимание простых причинно-следственных отношений. Закрепляет знание основных цветов, развивает зрительное восприятие; учит группировать предметы по определённому признаку; развивает усидчивость.

                                  Перспективы на следующий год.                               1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе).                  

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.                                                          

3. Изучить новинки методической литературы, интернет – ресурсов.

Заключение.                                                                                        Таким образом, дидактические игры помогают воспитателю сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным. Во время игр воспитатель создает благоприятные условия для ребѐнка, чтобы вызывать у него интерес к процессу игровой деятельности. Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. А также интересные игры создают эмоционально-положительное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на 

здоровье ребенка. У детей развиваются способности, умения и навыки, которые помогают при подготовке к обучению в школе. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста. 

                                           

                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр в современные техн...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"...

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...