Фольклор как средство развития детей с раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Пахоль Светлана Александровна

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство развития детей раннего возраста

Автор: Пахоль Светлана Александровна

Организация: МБДОУ детский сад №17 "Журавлик"

Населенный пункт: Челябинская область, г.Верхний Уфалей

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой. Д.Л. Сергеева изучала особенности использования малых фольклорных жанров в трудовой деятельности дошкольников.

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Известно, что ранний и младший дошкольной возраст- это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «Сказка» - понятия не отделимые. Однажды придя к малышу. Сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Наблюдая за малышами, мы отметили, что малыши третьего года обожают сказку и очень эмоционально воспринимают её сюжет, потому сто ему всё знакомо, все персонажи «родные» и суть сказки в дружбе, единении всех: людей и зверей.

Анализируя свою работу, мы отметили, что ребёнок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то ему должно быть частично знакомо. И здесь подготовительную роль мы отводим потешкам, т.к. они помогают воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова.

Потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Мы старались найти потешки, где действуют один или два персонажа.

Потешки – художественное произведение и, следовательно, рассчитаны на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. С помощью потешек мы стараемся раскрывать характер героев: лиса -хитрая, волк – серый, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, белка – проворная, хлопотунья, мышка – юркая, маленькая, но удаленькая.

Мы стараемся использовать в своей работе те потешки, которые подводят детей к усвоению первых сказок. Это « Заюшка, войди в сад», « Лиса по леву ходила», « Сиди белка на тележке», «Козушка – белорогушка», « Коза – хлопота», «Тень – тень – потетень», « Огуречик – огуречик» … При этом мы показываем детям картинки, на которых изображены животные, подчеркиваем их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети могли впоследствии узнать и различать их на картинке, в игрушке.

Мы начинаем знакомить детей с потешками сразу же, как они начинают посещать детский сад.

Наблюдая за детьми‚ мы отметили, что к трем годам жизни дети начинают видеть не только различные черты у животных и зверей, но и общие: все они имеют две передние (в сказочной ситуации они имитируют руки человека)‚ две задние (анологично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело покрыто шерстью. Эти знания приходят по анологии со знаниями о человеке. Эти знания не вводятся специально в занятия: ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Поэтому мы используем системную работу при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

Почему мы начинаем работу по подготовке к восприятию сказок с потешек? Потому что роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить : вслушиваясь в слова потешек, их ритм малыш играет в ладошки , притопывает, приплясывает ‚двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, организует его поведение ‚но и готовит его к восприятию более сложных форм фольклора.

Поэтому мы отбираем песенки‚ потешки, припевки‚ запоминаем их и затем с учетом доступности включаем их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование потешек в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада.

Проанализировав сказки для маленьких, мы отметили, что они состоят из цепи взаимосвязанных, однотактных частей. Композиция сказки по сути своей - это серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи ‚отличающимися внешними особенностями. Вместе с тем, персонажи потешек являются типичными образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства.

Вот поэтому мы и строим работу так, чтобы встрече ребенка со сказкой предшествовала подготовительная работа, суть которой – постепенное формирование у него образного‚ художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию.

Проанализировав фольклорные тексты‚ адресованные малышам, мы отметили, что они обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

Открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые сказки - "Курочка - ряба”, «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребенку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай), бытовые (убирают дом, пекут пироги), художественные (пляшут, поют) и игровые (играют в прятки, бегут наперегонки).

Потешки помогают в том, что восприятие сказки опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку понимать произведение более объемно, образно.

Детей уже не удивляет поведение героев сказки, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события. Отмечено, что ребенок до 3 лет начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимает их внешние особенности и повадки.

Мы стараемся подбирать для детей сказки, содержание которых направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия ‚сопереживания душевному и физическому состоянию героев. Это подчеркивается, например, такими "строчками, как "тянут - потянут" ("Решка”)‚ просьбой -"Пустите меня к себе" ("Теремок")‚ печалью -"дед плачет ‚баба плачет" ("Курочка Ряба"). В сказке могут быть слова, содержание прямую угрозу - "Я тебя съем" ("Колобок") или нежность и заботливость -"козлятушки - ребятушки‚ отворитеся, отопритеся" ("Волк и семеро козлят”). То есть вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании первых народных сказок. И мы стараемся, чтобы ребенок приобретал через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни.

Определяя методику ознакомления детей со сказкой мы стараемся учитывать линию активного познания и видим свою задачу не только в том, чтобы учитывать ее, но и развивать.

Учитывая то, что сказка должна нести ребенку радостное оптимистическое восприятие мира, мы стараемся преподносить ее в светлых тонах, при этом ярко выделяя положительные моменты, негативные стороны показывать как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира, т.к. ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникнуть чувство страха и подавленности.

Мы отмечаем, что дети очень огорчаются, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок. Поэтому обязательно подчеркиваем, что курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечет его.

Так у ребенка воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.

Наблюдая за детьми и анализируя свою работу, мы отметили, что фольклор только тогда будет средством развивающего обучения, когда у ребенка будет сформировано умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты открывается перед ним притягательная сила народного слова – «Чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному краю и познание его.

При знакомстве детей с фольклором, мы стараемся тщательно отбирать приемы работы, адекватные возрастным возможностям малышей. Для этого, работая с целой группой, нужно видеть и чувствовать каждого ребенка и вести занятие так, будто обращаешься именно к нему, взаимодействуешь именно с ним (так воспринимает взрослого ребенок).

Для усиления развивающего эффекта фольклора в воспитании маленьких детей мы использовали настольный театр, шапочки для обыгрывания персонажей, игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, музыкальные произведения.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что детям до 3 лет доступно восприятие фольклора. Фольклор является одним из основных средств активизирующего обучения, так как он помогает детям узнавать мир, способствует желанию действовать вместе с героями, а значит радоваться и огорчаться вместе с ними.

Советы родителям: с чего начать С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки. В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать  — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр. Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»). Незнакомые слова необходимо объяснять. Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами. Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты.  Малышам можно устроить представление с помощью игрушек. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»

Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Развитие речи посредством фольклора»

 

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Постановка цели и задач по данной теме. Создание картотеки русских народных потешек и закличек для работы с детьми.

Знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, закличками. Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей».

Проведение анкетирования родителей «Развитие речи детей раннего возраста».

Октябрь

Создание картотеки потешек для режимных моментов. Создание картотеки гимнастики после сна.

Разучивание и проговаривание потешек, закличек.

Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста.

Ноябрь

Создание аудиокартотеки русских народных песенок.

Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.

Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками.

Декабрь

Создание картотеки народных пальчиковых игр для работы с детьми.

Разучивание и пальчиковых игр.

Рекомендации для родителей по самостоятельному использованию пальчиковых игр.

Январь

Изучение темы «Дидактические игры как средство развития речи детей».

Использование дидактических игр в работе с детьми.

Буклет для родителей «Памятка по развитию речи детей».

Февраль

Составление картотеки дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.

Использование дидактических игр в работе с детьми.

 

Март

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

Рассказывание детям и заучивание потешек, закличек.

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Апрель

Изучение темы: «Использование русских народных сказок в развитии речи детей раннего возраста».

Рассказывание детям русских народных сказок, драматизация отрывков сказок с использованием кукольного и пальчикового театра.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм». Выступление на заседании Педагогического совета.

Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей».

 

Используемая литература:

  1. Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор // Воспитатель ДОУ – 2010. - №8. – С. 63
  2. Кокуева, Г.В. Роль традиций ДОУ в воспитании у детей чувства патриотизма // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №8 – С. 19
  3. Орлова, Н. А. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1984.
  4. Пикупина, Н. С. Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша.- М. :Просвещение, 1999.- 146 с.
  5. Разумова, Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики // Воспитатель ДОУ. – 2010. - №8 - С. 38
  6. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С.Ушаковой.-3-изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 176 с.
  7. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина : Учебное метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учереждений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 288 с.
  8. Черкасова, С. А. Роль детского фольклора в развитии речи детей раннего возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 5. – С. 110-116. 91.
  9. Чистов, К. В. Русское народное творчество: : учеб. пособие для студентов гос. ун-тов и пед. ин-тов / П. Г. Богатырев [и др.]. – М., 1966. – С. 5-39. 92.
  10. Чичеров, В. И. Русское народное творчество / В. И. Чичеров. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1959. – 522 с. 93.
  11. Чуева И. Г., Сасина З. М. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 77-79.
  12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: кн. для воспитателя дет. сада: из опыта работы / под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Фольклор,как средство развития детей дошкольного возраста.

Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэти...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...

Конспект НООД по развитию речи на тему «Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы» для детей группы раннего возраста.

Конспект НООД  по развитию речи на тему«Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы» для детей группы раннего возраста....

Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"

Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы  народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...