Фольклор,как средство развития детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Мавлютова Светлана Фаязовна

Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэтическим искусством. Ребенок слышал, видел, заучивал, перенимал его от окружающих взрослых. А затем и сам сочинял прибаутки, песенки, игры, считалки, дразнилки – все то, что ему было необходимо, что естественно соотносилось с его мировосприятием, бытом и интересами. Так веками слагался фольклорный «репертуар» детей, не только созданный взрослыми для них, не только перенятый детьми от старшего поколения и «обработанный» ими для себя, но и ими сочиненный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

       Фольклор, как средство развития детей дошкольного возраста.

Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что дети  дошкольного возраста должны воспитывается на высокохудожественных классических образцах искусства.  Степень воздействия классической, академической музыки на чувства детей оказывает сильное влияние. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная рок, поп-музыка, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние.   

В настоящее время при определенных условиях детский фольклор может образовать несравненное по своей духовной ценности основание для начального музыкального воспитания.

К середине XIX в. народное творчество в научной литературе стало определяться термином фольклор (от англ. folk – народ, lore – знание, мудрость). Ведь действительно, народ отбирал из богатства своего художественного наследия лучшее, со всей полнотой отражавшее духовный мир предков, их исторический опыт.

Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэтическим искусством. Ребенок слышал, видел, заучивал, перенимал его от окружающих взрослых. А затем и сам сочинял прибаутки, песенки, игры, считалки, дразнилки – все то, что ему было необходимо, что естественно соотносилось с его мировосприятием, бытом и интересами. Так веками слагался фольклорный «репертуар» детей, не только созданный взрослыми для них, не только перенятый детьми от старшего поколения и «обработанный» ими для себя, но и ими сочиненный.

Детский фольклор выделен в самостоятельную область народного творчества сравнительно недавно, хотя раннее происхождение образцов не подлежит сомнению.

Детский фольклор условно можно разделить на три основные группы:

– произведения, созданные взрослыми для детей;

– произведения, созданные взрослыми, ставшие впоследствии детскими, т.е. утратившие серьезное значение в жизни взрослых и отобранные детьми в соответствии с их возрастными интересами;

– произведения, созданные самими детьми и бытующие в их среде (традиционное детское творчество).

К первой группе песен относятся произведения, обращенные к детям – колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.

Колыбельные песни – наиболее распространённый жанр в любой социальной среде.

Пестушки, потешки, прибаутки – простенькие речитативные попевки. Их назначение связано с заботой об умственном, нравственном и физическом воспитании детей; создавались они с учетом детской психологии и возрастных особенностей.

Пестушки (от слова «пестовать» - нянчить, растить, воспитывать) – припевки и песенки, приуроченные к первым движениям малыша, важное значение в них имеют ритмика стиха и мелодии, которые способны вызвать у ребенка бодрую, радостную реакцию.

Потешки также связаны с физическими действиями малыша и напеваются во время несложных детских игр (игры с пальчиками, ручками, покачиванием головкой, игры, связанные с кормлением, успокоением ребенка).

Прибаутки напевались для развлечения детей, но, в отличие от пестушек и потешек, главной целью имели умственное развитие ребенка. Содержание этих песенок зависело от возраста ребенка.

«Ладушки», «Сорока-сорока», Коза-дереза» и т.п. бытуют и в настоящее время.

Ко второй группе детского фольклора мы относим значительную часть творчества взрослых, имеющую отношение к земледельческому крестьянскому календарю. Это песенки, связанные с календарными датами, с природой, но лишенные магического смысла и ставшие детской игрой. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. Разнообразные заклички дождю, солнышку, радуге были переняты от взрослых и пелись детьми вне обрядовых ритуалов. Календарный фольклор дети упрощали, придавая ему приемлемые и интересные для себя формы, образуя свои циклы.

К третьей группе детского фольклора относим игровые припевки, считалки, жеребьевки, дразнилки. Любимыми играми детей, как правило были «Горелки, «Заинька», «Бояре», «Ленок», «Сковородка» и т.п.  Неотделимы от детских игр считалки , в которых при помощи заумных, придуманных слов, их нелепых сочетаний музыкально интонируется стихотворный счет явный или подразумеваемый.

Как игру дети воспринимали музыкальные скороговорки.

От взрослых к детям перешло обыкновение дразнить – давать друг другу прозвища. Тексты дразнилок обычно музыкально интонировались в виде мелодекламации на основе устоявшихся попевок – формул, естественно интонирующих человеческую речь.

Русская песня - это то, что вдохновляет  меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.  

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из  направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.  В  музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, элементарного музицирования, исполнительства народной хореографии.

Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
   - Развитие творческих способностей дошкольников;
   - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
   - Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
   - Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
   - Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
   - Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
   - Воспитание эстетических чувств;
   - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

        На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом  с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски,  хороводы, игры.
В играх  используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Тетера шла», «Плету, плету сито»,«Гори ясно», «Идет матушка-весна» и др.

То есть,  дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
        Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например:

 «Ходила младешенька», «Ниточка с иголочкой»», «Завейся, капустка», «У кота- воркота».Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. 
        Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
- во время Непосредственно-образовательной деятельности.(НОД);
- в процессе музыкальных развлечений, праздников;
- во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. )
      Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
 Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Как у деда Ермолая», «Ходила младешенька», «Долговязый журавель», « Садила баба лук-чеснок» «Чувиль, чувиль, жавороночек», «Идет матушка-весна» и другие.


В нашем саду реализуется длительный образовательный проект «Русское народное творчество через элементарное музицирование» в группах старшего дошкольного возраста. 

Этапы реализации проекта:

1.Ежедневное утреннее хоровое пение а капелла-

старшего дошкольного возраста

2.Заключение договора с ДШИ

им. Свиридова о творческом сотрудничестве.

3.Подготовка с родителями репертуара:

танцы ,хороводы.

4.Проведение  праздников «Осенней ярмарки»,

«Коляда пришла», «Широкая масленица»,

« Прилет птиц».

В рамках этого проекта дети ежедневно собираются на утреннее хоровое пение а капелла, где мы поем народные песни, попевки, потешки, заклички. Дети с удовольствием приходят на пение, и даже дети не являющиеся носителями основного русского языка, с удовольствием распевают по выходным песни и даже учат их с родителями ,это из рассказов родителей.

Мы  заключили договор о творческом сотрудничестве со школой Искусств им. Свиридова и преподаватели и ученики школы приезжают к нам с концертами, с народными инструментами ,с творческими рассказами об этих инструментах и конечно же игра на этих инструментах оставляет неизгладимый след в сердцах наших детей и развивают правильный музыкальный вкус .

Родители принимают активное участие в нашем проекте ,что способствует скреплению семьи: танцевали танец на «Покровской ярмарке», участвововали в хороводах, народных играх, собирали и делали различные атрибуты к праздникам ,сами образовываясь при этом, узнавая новое о фольклоре.

Так же мы распостраняли опыт работы в рамках проекта на телевидении, канале РУ-ТВ.

В рамках проекта были проведены праздники « Покровская ярмарка»,

«Коляда пришла», « Широкая Масленица»,где так же основой праздников были хоровое пение а капелла и народные игры и хороводы. 

Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. 

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. 
       И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

В сообщении рассказывается о произведениях фольклора, которые помогают раскрыть причинно-следственные связи в окружающей природе....

"Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"...

Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста

Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...

Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста»  Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...

Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...