Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Кульбида  Татьяна Николаевна

В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_folklor.docx315.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района Саратовской области

Тема. Лэпбук  «Устное народное творчество - фольклор» как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой.

Составила

 воспитатель высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

В своей работе я тоже решила использовать это новшество. В нашей группе мы уже делали лэпбуки на разные темы. Но сегодня я хочу рассказать об использовании лепбука для знакомства и закрепления знаний детей малых жанров устного народного творчества – фольклора.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения

русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и

примитивен словарный запас большинства детей дошкольного возраста.

Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих

структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития

речи. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности

являются произведения устного народного творчества (загадки, потешки,

считалки, колыбельные). Каждый педагог в своей работе обращается кD:\User\Desktop\статья лепбук фольклор\IMG_20200421_161343.jpg

сказкам, пословицам, поговоркам, к этим же жанрам при создании лэпбука обратилась и я.

Лэпбук изготовлен из картона и представляет собой  книжку – раскладушку в виде русской народной избы. С одной стороны – это внутренняя сторона избы с печью, полками, столом, окном. Есть в избе и бабушка с дедом, и кошка возле печки.

С внешней стороны избы скамейка, окно, трава и цветы. Дети одетые в русские народные костюмы.D:\User\Desktop\статья лепбук фольклор\IMG_20200421_161426.jpg

В лэпбуке представлены: загадки, потешки,

скороговорки, поговорки, считалки, заклички.

Для полного использования развивающего потенциала всех разделов

лэпбука, я применяю их в режимных моментах, в образовательной

деятельности с целью создания благоприятной речевой среды, так как это

одно из условий речевого развития детей. На примере, хочу показать

использование поговорок применяемых в трудовой деятельности, отобрав

доступные детям по содержанию и языку, я выбираю те, которые могут

сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их

речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях

дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое

мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери

дело в руки» и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А

после того, как работа будет закончена, даю положительную оценку и

спрашиваю, почему так говориться. Таким образом, помогаю осмыслить пословицу и результат своего труда. Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Поговорки в лэпбуке для детей старшего дошкольного возраста представлены еще и в виде игры «Составь правильно поговорку», где детям дается картинка с первой частью поговорки, вторую часть ребенок должен найти сам. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствует формированию воображения детей дошкольного возраста.

В повседневной жизни также широко использую и загадки. В своей

работе я предлагаю детям загадки в начале образовательной деятельности,

различных наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает

интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас

объекте или явлении. Также я использую загадки как средство проверки и

закрепления знаний в занимательной форме. Я их применяю во время

свободной деятельности. Собираясь на прогулку, я загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.

В лепбуки представлена большая подборка потешек. Потешки изготовлены в виде открывающихся книжечек: на первой странице которой картинка, а на второй текст потешки. На каждой картинке есть цифра. На правой стороне лепбука есть часы. Можно поиграть с детьми выбирая попешку в соответствии с цифрой, на которую показывает стрелка часов.  В старшем дошкольном возрасте многие дети стремятся читать самостоятельно. Дети читают потешки друг другу. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

В лепбуке также имеется подборка  народных примет о природе и закличек.

Во время  наблюдения за природой, природными явлениями или состоянием погоды мы обращаемся к закличкам или народным приметам.

Большой популярностью у детей пользуется кармашек с названием «Угадай сказку». Это разрезные картинки. Дети могут просто их собирать, называть главных героев сказок, устраивать соревнования, кто быстрее соберет картинку. 

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой.

Рассматривая лепбук можно найти много старинных предметов и рассказать о них, как выглядят и для чего предназначались. Так проще запомнить их названия и значение (печь, ухват, кочерга, лукошко, кушак, сарафан и т.д.)

В заключении хочется сказать: « Новое – это хорошо забытое старое,

только доработанное к условиям настоящего времени». Воспитатели всегда

использовали в работе игры, сделанные своими руками, папки передвижки,

раскраски по изучаемым темам и многое другое. Задача педагога работать

успешно над развитием речи, придавать воспитанникам уверенности в своих

силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов развития

каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Ознакомление детей дошкольного возраста с народным творчеством в детском саду.

Разные игрушки делают умельцы на Руси с давних лет. Называют эти игрушки по имени селений, в которых они были сделаны....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"

Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...