Русский народный хоровод как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству
презентация по музыке

Скиба Вера

Материал нацелен на углубление знаний и навыков педагогов в области использования хороводов при работе с дошкольниками для знакомства с народной культурой. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Обобщить информацию о хороводе, как древнейшей форме русского народного танца, о специфике его применения в работе с детьми дошкольного возраста, о методических приемах обучения хороводам.
  2. Стимулировать интерес к русскому танцевальному искусству.
  3. Совершенствовать навыки исполнения элементов русского народного танца.
  4. Научить применять фигуры хороводов в образовательном процессе и в работе с детьми.
  5. Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovod_rmo.docx23.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Русский народный хоровод"

Мастер класс нацелен на углубление знаний и навыков педагогов в области использования хороводов при работе с дошкольниками для знакомства с отечественной культурой. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Обобщить информацию о хороводе, как древнейшей форме русского народного танца, о специфике его применения в работе с детьми дошкольного возраста, о методических приемах обучения хороводам.
  2. Стимулировать интерес к русскому танцевальному искусству.
  3. Совершенствовать навыки исполнения элементов русского народного танца.
  4. Научить применять фигуры хороводов в образовательном процессе и в работе с детьми.
  5. Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиоматериалы (записи песен и игр, например, "Как у наших у ворот" и "Заплетися, плетень" и тд.).

Ход выступления: 1 слайд Уважаемые коллеги, Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Чтобы в дальнейшей жизни реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

2 слайд Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения

Поэтому важно создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на обогащение цельности миропонимания и приобретение опыта нравственного уклада жизни.

С раннего детства необходимо воспитывать у детей нравственные качества, в том числе патриотизм. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны

3 слайд сегодня мы вспомним о хороводе – одном из самых распространенных и древних видов русского танца, рассмотрим особенности его использования в детском саду, изучим основные правила фольклора и фигуры хоровода, доступные для детей дошкольного возраста.

4 слайд Русские народные хоровод и хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Я разработала картотеку «Русские хороводные игры» А сейчас хочу продемонстрировать некоторые игры из картотеки.

5 слайд «Каравай» Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

6 слайд «Пузырь» Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!

7 слайд «Бабка Ёжка» В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело».

По кругу идут играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка, Костяная ножка,
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: – у меня нога болит.
Пошла она на улицу – раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

8 Слайд Существует огромное разнообразие хороводов, и хороводных фигур, мотивы и сюжеты отличались в зависимости от климатических условий, особенностей жизни и традиций разных регионов России.

На Руси хороводы обычно водили весной, летом и осенью.

А детей старшего дошкольного возраста я подготовила комплект развивающих карточек» Разные фигуры русских хороводов»

9 слайд «Круговой хоровод» Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» – по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

10 слайд « Два круга рядом» Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

11 слайд «Круг в круге» Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении

12 слайд «Улитка или капустка» Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. Развивание фигуры может быть разным

13 слайд «Змейка» Фигура начинается из линии, чаще всего из разорванного круга, образованного исполнителями, держащимися за руки. Водящий ведет хоровод змейкой

14 слайд «Улица» Это линейный хороводит, эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

Слайд 15 Существует ещё огромное разнообразие хороводов, и хороводных фигур.Но есть Три основных правила хоровода:

Правая рука "открыта", левая - "закрыта.

С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.

И самое главное правило. Не теряй улыбку!

(Практическая часть: показ различных видов и форм хороводов).

Надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в работе по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям

XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....

Мастер-класс для педагогов на тему "Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа"

Мастер-класс для педагогов на тему "Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа».

Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры с учётом принципов ФГОС ДО....