Технология проблемного обучения в образовательных программах дошкольного образования.
статья

Парфенова Татьяна Владимировна

Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?”, “как?”, “почему?”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в образовательных программах дошкольного образования.

Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?”, “как?”, “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Система работы на основе технологии проблемного обучения осуществляется по трем направлениям – с детьми, педагогами и родителями.

Однако мы – взрослые чаще всего считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Проблемное обучение в детском саду  – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Как организовать познавательную деятельность детей?

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  • Быть доступным для обучающихся.
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

Высокая самостоятельность обучающихся;

Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатком является – большое затраченное время для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения. Это: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?». «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?» Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений. Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос) Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача: проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2.

– Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая – живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

– Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Проблемная ситуация №1. Металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Проблемная ситуация №2. Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии. Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения – групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

Дым в соседней квартире. Твои действия?

Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать

Список использованных источников:

1.Лапыгин Ю.Н. От проблемной ситуации к проблемеhttp://journal.vlsu.ru/index.php?id=101514.12.2009

2.Ленденева Елена. Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-problemnogo-obuchenija-s-doshkolnikami-v-obrazovatelnom-procese.html

3.Моргунова Юлия. Технология проблемного обучения в ДОУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/30/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-dou

4.Рябцева А.В. Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ (проблемное обучение) Электронный ресурс] Режим доступа: https://topolekkazaki.ucoz.ru/ped/problemnoe_obuchenie.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014г. №293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014г. №293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»...

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

Порядок приема  на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок)   в муниципальном бюджетное дошкольном образовательном учреждении «Детский сад ...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...