Особенности формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
материал (средняя группа)
Особенности формирования познавательной активности
у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования познавательной активности
у детей младшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по использованию игр-головоломок в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Современный мир стремительно меняется. Наши дети живут в эпоху компьютеризации и информатизации, в эпоху ярких впечатлений и быстрой смены картинок. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, а в первую очередь умение добывать эти знания самому, умело оперировать ими, применять их в различных видах деятельности.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Они учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Существует огромное разнообразие головоломок различного типа и уровня сложности. Все они имеют одно общее свойство: решить зашифрованную особым образом задачу. Для того, чтобы справиться с ее решением необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция.
Игр - головоломок большое множество и сегодня я хотела познакомить вас с элементами игрового набора «Складушка», которые мы активно используем в практической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Данное игровое пособие адресовано воспитателям и детям с младшего дошкольного возраста. Может использоваться в ООД (как часть занятия), в режимных моментах (утро, вторая половина дня), в процессе самостоятельной игровой деятельности при условии усвоения определенных приемов и игровых навыков.
Цель разработки
Создание условий для развития познавательных процессов и творческой активности дошкольников.
Задачи
• Развитие пространственного, конструктивного и логического мышления, воображения, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, сенсорного восприятия форм .
• Формировать умение действовать по показу, по образцу; создавать собственные конструкции по замыслу на основе усвоенных игровых навыков и приемов действий.
• Воспитывать точность и аккуратность в использовании игрового материала, инициативность, способность к взаимопомощи.
Головоломка «Складушка»:
- состоит из 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по - разному
- знакомство с игрой можно начитать в 2 - 2,5 года
Игровая задача: составлять конструкции, получая сочетания полукругов или целых кругов в соответствии с игровым заданием или собственным замыслом подбирая квадраты с учетом цветного соответствии сразу по двум углам.
Методика обучения игре
1этап
Выкладывание дорожек, собирая полукруги по цветам
2этап
Выкладывание двух разноцветных кругов из 6-ти квадратов.
Выкладывание двух одинаковых по цвету кругов из 6-ти квадратов.
3этап
Выкладывание трех разноцветных кругов из 8-ми квадратов.
Выкладывание трех кругов, чередующихся по цвету из 8-ми квадратов.
4этап
Выкладывание четырех кругов из 9-ти квадратов: 2-х зеленых кругов, красного и желтого.
5этап
Выкладывание двух, трех, четырех кругов с диагональной цветовой симметрией (круг складывается из двух круга одного цвета и из двух круга другого цвета) из разного количества квадратов.
В комплекте 5 вариантов головоломки (различные цвета) и один вариант для самостоятельного раскрашивания, чтоб вы могли сделать с ребенком свою собственную неповторимую головоломку. Каждый вариант представлен листом с игровым полем (образцом) и листом с квадратами для разрезания. Ребенку необходимо накладывать квадратики на игровое поле или собрать рядом на столе, поглядывая на образец.
Вот сейчас я вам предлагаю тоже собрать эту головоломку.
Давайте мы с вами по фантазируем. У нас есть мячики, мячики могут быть зеленого, красного и желтого цвета. Вот все цвета, которые у вас на карточке, можете ли вы мне сложить целый мячик любого цвета, который вам нравится. Мячики сложились. А теперь попробуйте сложить использую все 9 карточки , чтоб мячики были целыми по цвету, даже половинки по краю.
Занимательные задачи-головоломки – это надежное, проверенное временем средство, помогающее научиться, логически мыслить. Эти задачи развивают разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Эти задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все века.
Мы планируем и дальше использовать игры-головоломки в работе с детьми, внедрять в практику работы с современные технологии позволяющие активизировать познавательную активность наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников....

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....
Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....

Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"
Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...

«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»
Презентация опыта работы «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»...

Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
Консультация для родителей...