Особенности формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Особенности формирования познавательной активности

у детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_poznavatelnoy_aktivnosti_.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательной активности

у детей младшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по использованию игр-головоломок в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Современный мир стремительно меняется. Наши дети живут в эпоху компьютеризации и информатизации, в эпоху ярких впечатлений и быстрой смены картинок. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, а в первую очередь умение добывать эти знания самому, умело оперировать ими, применять их в различных видах деятельности.  

        Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.  Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

      Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Они учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Существует огромное разнообразие головоломок различного типа и уровня сложности. Все они имеют одно общее свойство: решить зашифрованную особым образом задачу. Для того, чтобы справиться с ее решением необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция.  

Игр - головоломок большое множество и сегодня я хотела познакомить вас с элементами игрового набора «Складушка», которые мы активно используем в практической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Данное игровое пособие адресовано воспитателям и детям с младшего дошкольного возраста. Может использоваться в ООД (как часть занятия), в режимных моментах (утро, вторая половина дня), в процессе самостоятельной игровой деятельности при условии усвоения определенных приемов и игровых навыков.

 Цель разработки

Создание условий для развития познавательных процессов и творческой активности дошкольников.

 Задачи

• Развитие пространственного, конструктивного и логического мышления, воображения, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, сенсорного восприятия форм .

• Формировать умение действовать по показу, по образцу; создавать собственные конструкции по замыслу на основе усвоенных игровых навыков и приемов действий.

• Воспитывать точность и аккуратность в использовании игрового материала, инициативность, способность к взаимопомощи.

Головоломка «Складушка»:

  • состоит из 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по - разному
  • знакомство с игрой можно начитать в 2 - 2,5 года

Игровая задача: составлять конструкции, получая сочетания полукругов или целых кругов в соответствии с игровым заданием или собственным замыслом подбирая квадраты с учетом цветного соответствии сразу по двум углам.

Методика обучения игре

1этап

Выкладывание дорожек, собирая полукруги по цветам

2этап

Выкладывание двух разноцветных кругов из 6-ти квадратов.

Выкладывание двух одинаковых по цвету кругов из 6-ти квадратов.

3этап

Выкладывание трех разноцветных кругов из 8-ми квадратов.

Выкладывание трех кругов, чередующихся по цвету из 8-ми квадратов.

4этап

Выкладывание четырех кругов из 9-ти квадратов: 2-х зеленых кругов, красного и желтого.

5этап

Выкладывание двух, трех, четырех кругов с диагональной цветовой симметрией (круг складывается из двух круга одного цвета и из двух круга другого цвета) из разного количества квадратов.

В комплекте 5 вариантов головоломки (различные цвета) и один вариант для самостоятельного раскрашивания, чтоб вы могли сделать с ребенком свою собственную неповторимую головоломку. Каждый вариант представлен листом с игровым полем (образцом) и листом с квадратами для разрезания. Ребенку необходимо накладывать квадратики на игровое поле или собрать рядом на столе, поглядывая на образец.

Вот сейчас я вам предлагаю тоже собрать эту головоломку.

Давайте мы с вами по фантазируем. У нас есть мячики, мячики могут быть зеленого, красного и желтого цвета. Вот все цвета, которые у вас на карточке, можете ли вы мне сложить целый мячик  любого цвета, который вам нравится. Мячики сложились. А теперь попробуйте сложить использую все 9 карточки , чтоб мячики были целыми по цвету, даже половинки по краю.

Занимательные задачи-головоломки – это надежное, проверенное временем средство, помогающее научиться, логически мыслить. Эти задачи развивают разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Эти задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все века.

        Мы планируем и дальше использовать игры-головоломки  в работе с детьми,  внедрять в практику работы с современные технологии позволяющие активизировать познавательную активность наших воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников....

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....

Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"

Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...

«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»

Презентация опыта работы «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»...