"Краеведение в дошкольном возрасте"
консультация (подготовительная группа)

Ахмедова Луиза Вахаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_v_doshkolnom_vozraste.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Краеведение в дошкольном возрасте»

Что же такое краеведение? 

Краеведение – этосовокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

         Задачи краеведения:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- Историческое краеведение

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок,  туристических походов).

- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

- Семейное краеведение.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

Беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

Экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.

Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

Прогулки, путешествия, походы- эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых  - центров краеведения,  где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения  развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор,способствует нравственномустановлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  селу, краю, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционнымиэкскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провестиэкскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного краяне покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев  краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.  Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческойдеятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.  

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Свое выступление хочу закончить словами М. Салтыков-Щедрин,

Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, и я всё-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их как лучшее своё достояние.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Краеведение в дошкольном возрасте»

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Презентация "Краеведение в дошкольном возрасте"

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Краеведение лучше других от...

Краеведение в дошкольном возрасте

Рекомендации родителям по краеведению....

Краеведение в дошкольном возрасте

Краеведение в дошкольном возрасте...

"Краеведение в дошкольном возрасте"

Данная презентация будет полезна для воспитателей, работающих по теме краеведения....

Консультация "Краеведение в дошкольном возрасте"

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание....