Кто в доме хозяин?
статья (младшая группа)

Пацинская Татьяна Александровна

Наверное, всем приходилось наблюдать, а иногда и быть участникомподобнх сцен- ребенок в истерке бьется в магазине. пытается стукнуться головой об пол.

Малышк криками и слезами добивается покупки очередной новой игрушки.

Это статья посвящена детям, которые манипулируют своими родителями. Их так и называют "Ребенок- манипулятор".

Откуда они беруться? Чем помочь родителям в данной ситуации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_v_dome_hozyain.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Кто в доме хозяин?

                                                                               Пацинская Татьяна Александровна

                                                                      воспитатель

                                                                       ГБДОУ детский сад №6

                                                                     Адмиралтейского района СПб

Аннотация

Наверное, всем  приходилось наблюдать, а иногда  быть участником подобных сцен-  ребенок, бьется об пол (конечно же , так, чтобы не было больно). Растерянная мама  взволнованно хлопочет вокруг малыша - "У тебя точно такая же дома машинка". В конце конов , материнское сопротивление сломлено  Ребенок  криками, слезами, капризами добивается исполнения своего желания.  Игрушка оказывается в руках  маленького манипулятора. "

Ключевые слова: манипулятор. шантаж, самоутверждение, гиперопека, неуправляемость, агрессия

    Ребенок- манипулятор- ребенок со склонностью влиять на окружающих

 ( взрослых, сверстников) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации формулировки, чтобы получить нужную реакцию и ответ. Ребенок, хорошо знающий "слабые места" родителей, использует их для достижения своих скрытых намерений.  Дети рано начинают чувствовать , на кого из взрослых подействуют слезы, на кого агрессия, а на кого лесть. И чем охотнее родители идут на уступки, чтобы избежать конфликта, тем чаще дети используют подобные приемы.

    В этой ситуации страдают обе стороны- родители  тратят свои нервы, медленно и верно сдавая позиции, превращаясь для ребенка в средство удовлетворения его потребностей. Но большой урон , как ни странно, получают сами дети. Малыш  обучается новой для себя модели отношений, основанных на шантаже, которая дает возможность быстрого и легкого самоутверждения.

Можно даже не сомневаться- из маленького манипулятора, если вовремя не принять мер, вырастет взрослый, который вместо людей, достойных уважения и любви, будет видеть перед собой объекты, которыми можно продуманно управлять ради собственной выгоды.

Откуда берутся дети - манипуляторы?

    Часто такие дети вырастают в семьях, где  культивируется сверхценное  отношение  родителей к своему чаду, это или единственный ребенок в семье , или постоянно болеющий. Гиперопека,  постоянное  потакание капризам, выполнение обязанностей

 ребенка за него приводят к тому, что у младшего члена семьи образуется уверенность в своем всемогуществе.

    Юный манипулятор может вырасти в семье, где очень занятые родители, либо родители в разводе. Взрослые в силу обстоятельств проводят мало времени с малышом и испытывают чувство вины, часто искупая его необоснованно дорогими подарками, что приводит к избалованности  ребенка.

   Но особенно часто ребенок манипулирует взрослыми, окружающими его, когда в семье нет четких параметров воспитания, нет соответствия требований  родителей и других родственников ( бабушек и дедушек)

   Кроме вышеперечисленного, есть причины неуправляемости ребенка, которые не всегда зависят от ошибок воспитания. Это могут быть: патология нервной системы, проявление невротизации, когда психологический климат, окружающий ребенок, далек от идеала; период  выздоровления от тяжелей болезни, когда организм ослаблен.

Но если все- таки  это не ваш случай, то никогда е поздно исправить поведение ребенка, проявив должную твердость.

На что обратить внимание родителям? 

1. Самое главное - это  воспитательная последовательность и постоянство в обучении ребенка правилам поведения.

2. Общайтесь с ребенком на равных, не забывайте, что рядом с вами живет суверенная личность со своими, пусть и небольшими правами.

3.С раннего возраста вырабатывайте у ребенка уважение к чужому времени и частному пространству.

4. Предоставляйте  малышу возможность выбора, хотя бы в мелочах- что надеть, что почитать.

5. Терпение- это приобретенный навык, поэтому обучайте ему своего ребенка, постепенно удлиняя время ответа на его просьбы.

    Для формирования правильных взаимоотношений с людьми, ребенку важно чувствовать, где кончается  его личность и начинается личность другого. Задавая сыну или дочери определенные рамки, вводя понятия "можно" и "нельзя", мы на самом деле тем самым облегчаем им жизнь. Чуткое руководство взрослого идет ребенку на пользу- он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность формируется  в соответствии с принципом реальности.

    Проявляя твердость по отношению к ребенку, не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Формируя правильное поведение ребенка, всегда давайте ему понять, что вас расстраивают его поступки, а не он сам.

 Список литературы :

1. А. Шабанова.  Журнал "Учимся играя", № 4, 2010г  

2. Черняева А.В "Психологические манипуляции в семье ребенка дошкольника: анализ родительских представлений"  2013г.

3. " Кузьмишина Т.Л. " Манипулятивное  общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье ". 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....