«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
картотека (средняя группа)

Веселова Ольга Сергеевна

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребёнка. Но речь лишь тогда полноценное средство общения, когда сформированы все ее структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка ребенок формирует межличностные отношения, расширяет эмоциональные проявления, успешнее развивает положительные качества личности.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. И поэтому формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми

(взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.

Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребёнка. Но речь лишь тогда полноценное средство общения, когда сформированы все ее структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка ребенок формирует межличностные отношения, расширяет эмоциональные проявления, успешнее развивает положительные качества личности.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. И поэтому формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми

(взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.

Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением и воспитанием. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память,

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. А основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Так же в игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные. Они отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных, пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые способствуют развитию речи.

В младшем и среднем возрастах к сюжетно-отображающей игре присоединяются самостоятельные с-р игры, в которых так же используются обучающие игры, развивающие речевые навыки и умения.

В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого воображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения. Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.

Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в предложения, составлять рассказы. Для этого в своей работе использую сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развития речевых навыков.

Основные черты сюжетно-ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

• Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны.

Условно сюжеты делятся на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Сюжетно – ролевую игру необходимо планировать по следующему алгоритму:

  1. Выбор темы. Выбор игры, которая с помощью педагога включается в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.
  2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
  3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
  4. Распределение ролей. Например: «Давайте в детский сад поиграем, Даша будет воспитателем, а Полина - моей мамой»
  5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

Например: к нам приехал цирк, дети хотите попасть на

представление. Раздаются билеты, и начинается игра.

  1. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре:

- не разрушать воображаемую ситуацию;

- обыгрывать любое дело детского коллектива;

- меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

  1. Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Сюжетно – ролевая игра осуществляется в два этапа.

1-й этап – подготовительная работа к сюжетно–ролевой игре;

2 –й этап – непосредственно сама сюжетно–ролевая игра.

На первом этапе предлагала детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.). Большое место я отводила играм, отражающим труд взрослых: «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создавала следующие условия:

- содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строилось с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создавала необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровую среду в группе постоянно изменяла.

Для обогащения опыта и словаря детей использовала различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяла умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко использовала игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбирала сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами: «Колобок», «Теремок», «Ктосказал: «Мяу»?», «Волк и семеро козлят», «Под грибом».

Важно отметить, что при переходе ребенка в старшую и затем подготовительную в школу группу у детей изменилась психологическая позиция, дети стали ощущать себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте необходимо развивать любые проявления самооценки, самоконтроля, самовыражения, самопознания. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширению границ внешнего мира.

Один раз в неделю совместную деятельность с детьми я часто посвящала сюжетосложению (игры – придумывания). Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей. Работа организуется в следующей

последовательности:

1. Преобразование сказки.

2. Придумывание новой сказки.

3. Построение нового сюжета с ролевым взаимодействием в процессе «Телефонных разговоров».

4. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Так же использовала метод косвенного воздействия на игру детей. Моя роль как воспитателя заключалось с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

Отмечу, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых, речевых умений будет протекать наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений детей дошкольного возраста, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении.

Для детей в группе были организованы:

  • книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах; для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные, настольные игры «Профессии» и др.;
  • театрализованный уголок, где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты;
  • мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кафе» и др.;
  • уголок со строительным материалом;
  • уголок физической культуры;
  • уголок экспериментирования;
  • уголок природы, где проходит трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями;
  • подобраны дидактические и настольные игры;
  • созданы картотеки потешек, скороговорок, пословиц, загадок;
  • созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов;
  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);
  • подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей.

В развивающей среде я использовала знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы – заместители, произведения русского народного фольклора, изготавливала атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Подобрала рекомендации для родителей по речевому развитию детей.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К. Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, закреплению и обогащению словаря, автоматизации звуков в словах, в предложениях и в тексте, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения. Активное использование сюжетно-ролевой игры в работе с детьми способствует формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Сюжетно-ролевые игры для детей

Сюжетно ролевые игры «Больница» или «Магазин» развивают у детей навыки общения друг с другом и их речь. Сюжетно ролевые игры для детей - это стимулятор повседневной жизни, например поход в магазин или больницу.

К примеру, все малыши с удовольствием играют в продавца и покупателей, в доктора и пациентов. Эти сюжетно ролевые игры развивают у детей речь и навыки общения друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию, помогают подготовить кроху к взрослой жизни, учат его творчески мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения.

Сюжетно ролевая игра больница способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Сюжетно ролевая игра магазин является излюбленной детской забавой. Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Товар можно взять из игрушек малыша или слепить из пластилина. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина. Расплачиваемся за товар деньгами.

Развитие игры – знакомство с ролью заведующая магазина. Заведующий принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой.

Математическая тема. Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).

Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Сюжетно ролевая игра больница способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.

Беседуем с ребенком о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит». Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматриваем больного, назначает лечение, пишет рецепт. Называем приборы врача – статоскоп, шприц. Рассказываем о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Вводим новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его врач лечит. Обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки.

В следующий раз у Зайки заболел зубик. Он объелся конфет. Говорим о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Лечит Зайку. Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу.

Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт»

Знакомство с разными видами автомобильного транспорта. Загадываем загадки для детей о транспорте. Говорим о профессии водителя. Строим дороги, ставим дорожные знаки. Берем игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т.д. Они все едут по своему назначению. Обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вот мы едем, а светофор не работает. Здесь знакомим с понятием «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГБДД. Новые термины – милицейская фуражка, палочка, радар, водительское удостоверение.

Машина ехала-ехала и поломалась. Она едет на СТО (сервис технического обслуживания). На СТО можно не только ремонтировать машину, но и помыть. Строим большой гараж, оборудуем место под мойку автомашин, выбираем сотрудников, обслуживающий персонал. Знакомим детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин.

Чтобы машина могла ехать, ей нужен бензин. Рассказываем про АЗС. Говорим о работе оператора, который отпускает бензин. Новые слова – бензоколонка, диспетчер, топливо.

Знакомим ребенка со строительными профессиями. Возьмите несколько игрушек. Скажите малышу: «Давай построим для них дом». Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Знакомим со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик. Говорим о том, что на стройке нужен подъемный кран. Она поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Ею управляет крановщик. Распределяем роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина цементовоз (говорим о том, для чего).

Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки проводим математическую игру – «Каждая машина в свой гараж». На гаражах можно повесить номера. Таким образом. Ребенок закрепляет знание про цифры и порядковый номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру....

Исследовательский прект"Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

 Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуац...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) ...