Методика исследования одаренных детей в ДОУ (материал сети Интернет)
материал

Жилина Наталья Александровна

Методика исследования одаренных детей в ДОУ (материал сети Интернет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_issledovaniya_odarennyh_detey_v_doo.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методики исследования одаренных детей в ДОО

           Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения возрастных психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:

1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартных методик на основе системы мониторинга Программы ДОУ, выявление детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей, анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенному виду  деятельности.

Особое внимание при выявлении талантливых детей  необходимо обратить на творческие выставки, на самостоятельные  творческие работы детей.

Методики исследования одаренных детей в ДОО

Диагностика предпосылок одаренности ребенка дошкольного возраста проводится в 5 этапов:

1. Диагностика развития речи с помощью методики "Словарная мобильность" (В.В. Клименко).

2. Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В. Клименко "Как спасти зайку" и "Солнце в комнате".

3. Определение уровня развития воображения детей с помощью методики "Придумай рассказ" (Р.С. Немов).

4. Выявление силы развития природной памяти с помощью методики "Диагностика природной памяти" (Л.В. Черемошкина).

5. Определение уровня развития любознательности с помощью методики "Сказка" (Н.И. Гуткина).

Методика "Словарная мобильность"

Методика включает 6 заданий.

1. Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Время выполнения – 1 мин.

Обработка данных: 6–7 слов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

2. Задание Б. Подбери рифму.

Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол – гол. Они звучат похоже, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше таких слов, которые с ним рифмуются. Слово это будет "день" ("каша", "вой")".

Время работы с одним словом – 1 мин.

Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

3. Задание В.

Как будет называться маленький предмет?

Мяч – мячик; рука – …; солнце – ...; трава – ...; плечо – ...; ухо – ...; таз – ... .

Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

4. Задание Г.

Если предмет сделан из…, то какой он?

Железо – ...; дерево – ...; снег – ...; пух – ...; бумага – ... .

Обработка данных: 4–5 баллов – высокий уровень; 2–3 – средний; 1–0 – низкий.

5. Задание Д.

Как называется человек, который… (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?

Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

6. Задание Е.

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши".

Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Обработка данных – подсчитывается количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1–2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.

Методика "Как спасти зайку". Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3-балльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.

Методика "Солнце в комнате". Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Педагог-психолог, показывая ребенку картинку, говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?". По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: "Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть, или художник что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных осуществляется по 5-балльной системе:

1 балл – отсутствие ответа, непринятие задания ("не знаю, как исправить", "картинку исправлять не нужно");

2 балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);

3 балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте ("солнышко на улице");

4 балла – содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок ("сделать из солнышка лампу");

5 баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации – "картинку сделать", "нарисовать окно", "посадить солнышко в рамку" и т. д.).

Методика «Придумай рассказ». Ребенку предлагается задание – придумать рассказ (историю, сказку) о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2 минут.

Обработка результатов: 10 баллов – очень высокий уровень воображения; 8–9 – высокий; 4–7 – средний; 2–3 – низкий; 0–1 – очень низкий.

«Диагностика природной памяти». Для проведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10 × 15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога-психолога: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом "Внимание!". После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать".

Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.

Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:

• на запоминание потребовалось 10 сек и менее – это говорит о сильной природной памяти;

• от 12 до 30 сек – природная память средней силы;

• более 32 сек – сила природной памяти ниже среднего.

Методика «Сказка». Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет "ПЕСОК"

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Это вещество обладает уникальным свойствам. Предлагаем вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей, чтобы поближе познако...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети интернет

Познакомить детей с миром экологии, а именно как беречь самое главное богатство на нашей планетпе Земля!...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Зачем нужны деревья?» (для детей 4-5лет)

Уважаемые родители! Мы с Вами знаем о глобальных застройках, расширениях городов и следовательно очищения пространства от зеленых зон. Строятся заводы, увеличивается количество автомобилей на дор...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет По познавательному развитию «Дорожная азбука» для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проблемы:На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях с каждым годом. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и дети. Причиной м...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет Тема: "День защиты детей с семьей"

Материал разработан для совместной деятельности  детей и  родителей . Состоит из подборки заданий, которые  будут интересны детям ....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Родитель, помни, что несовершеннолетние дети наиболее подвержены опасностям сети Интернет, а родители несут ответственность за своих детей. ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙРодитель, помни, что несовершеннолетние дети наиболее подвержены опасностям сети Интернет, а родители несут ответственность за своих детей. ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?...