План самообразования:пальчиковые игры 1,5-3 года
материал (младшая группа)

 Багаутдинова Айгуль Ражаповна

План работы по самообразованию

Тема: Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников.

Подготовила: Багаутдинова Айгуль Ражаповна

Пояснительная записка

Повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

Разобрать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;

Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

АКТУАЛЬНОСТЬ

*Источники способностей и дарования детей-

на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой личности*

В.А.Сухомлинский.

Все чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если еще буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук :  зашнуровывать ботинки , вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать , застегивать пуговицы на куртке и так далее , то сейчас это все уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках ,крупа продается в чистом виде , вязанные изделия без проблем можно приобрести в магазинах , а пуговицы на куртках сменились заклепками и молниями . Да . все это  очень удобно , но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом.•Сначала ребенок учится хватать предметы , после появляются навыки перекладывания из руки в руку , затем учится держать  ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандашом, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации. Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные пальчиковые игры, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.

Задачи:

•Изучить литературу по данному вопросу;

•Улучшить моторику, координацию и точность движений рук, гибкость рук детей раннего возраста;

•Способствовать развитию и расширению словарного возраста посредством пальчиковых игр;

•Развивать воображение, логическое мышление, произвольное мышление, зрительное и слуховое восприятие;

•Дать родителям знание о значении пальчиковых игр в развитие ребенка и приобщении их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

•Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

•Методы и приемы работы:

•Методы: словесный

Наглядный

Практический.

Традиционные: Пальчиковый игра – тренинг. Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками. Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии: Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупы, ракушки, и т.д.), работа с конструктором. Различные виды аппликаций.

Шнуровки, пазы, мозаика. Работа со счетными палочками.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

•Нетрадиционные технологии рисования:

Кистью, пальцем, зубной щеткой.

Ручной труд: Нанизывание бус.

Сотрудничество с родителями: Роль семьи в воспитание и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность.

Формы работы с родителями:

•Анкетирование

•Консультации

•Индивидуальные и групповые беседы

•Родительские собрания.

 

•І этап- теоретический.

•На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы;

(составление картотеки пальчиковых игр, шнуровой, игр с прищепками и т.д.)

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр; непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

•ІІ практический этап:

•Февраль

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

1.Совместность деятельности с детьми:

Пальчиковая игра «Рыбки”

Игры с прищепками.

Пальчиковая игра “Мышка и кошка”

Игра <кто это? - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных.

“Помоги бабушке смотать клубок”

•Март

Изучение пособий Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.

Совместная деятельность с детьми

Пальчиковая игра «Транспорт”

Работа с конструктором(гараж)

Дидактическая игра “третий лишний”.

Пальчиковая игра «Мамы всякие нужны”

Игра- красивые бусы для мамы. Инсценировка “Как мы маме помогаем

•Апрель

Оформление картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

Изготовление дидактических игр.

Изучение литературы нетрадиционной техники рисования.

Совместная деятельность с детьми

Пальчиковая игра <Это я>. Дидактическая игра Золушка (с крупами)

Игра-” кто быстрее” (накручивание веревочки)

Пальчиковая игра <птички>. Игра с фасолью (выложить птицу). Дидактическая игра <Найди пару>.

•Май

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Оформление работы в полном варианте

Совместная деятельность с детьми

Пальчиковая игра <Профессии>

Игра – “ выложи помидор” (с горохом)

Пальчиковая игра “солнышко”

Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)

Работа с родителями

•Февраль

Консультация для родителей: Оформление папки – передвижки “игры с пальчиками”

• Март

Консультация для родителей: Круглый стул «Что необходимо знать и уметь родителям для развития мелкой моторики ребенка1,5-3 года”

•Апрель

Консультация для родителей: Мастер – класс для родителей

“Волшебные рисунки ладошками” (нетрадиционное рисование)

 

•Май

Консультация для родителей: Просмотр презентации “Наши достижения. Играем – мелкую моторику развиваем”

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План работы по самообразованию Тема : Пальчиковые игры-основа развития речи и мелккой моторики у дошкольников. Подготовила : Багаутдинова Айгуль Ражаповна

Слайд 2

План работы по самообразованию Тезис к публикации : План работы по самообразованию Тема “ Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики ” . Повышение своего теоретического уровня , профессионального мастерства и компетентности ; развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Слайд 3

Пояснительная записка Повышение своего теоретического и педагогического уровня , профессионального мастерства и компетентности по вопросу : Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников Разобрать и подобрать правильные пальчиковые игры, а так же и дидактические игры на улучшение мелкой моторики , координации движения кистей, разработать пальчики ; Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры ; Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ; Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Слайд 4

Актуальность * Источники способностей и дарования детей- н а кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой личности* В.А.Сухомлинский . Все чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если еще буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук : зашнуровывать ботинки , вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать , застегивать пуговицы на куртке и так далее , то сейчас это все уже в прошлом ! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках ,крупа продается в чистом виде , вязанные изделия без проблем можно приобрести в магазинах , а пуговицы на куртках сменились заклепками и молниями . Да . все это очень удобно , но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом .

Слайд 5

Сначала ребенок учится хватать предметы , после появляются навыки перекладывания из руки в руку , затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно , что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандашм , не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора , работать с пазлами ,счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании , лепке и аппликации . Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки , сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

Слайд 6

Цель : Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные пальчиковые игры , повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу. Задачи : Изучить литературу по данному вопросу ; Улучшить моторику, координацию и точность движений рук , гибкость рук детей раннего возраста ; Способствовать развитию и расширению словарного возраста посредством пальчиковых игр ; Развивать воображение , логическое мышление, произвольное мышление, зрительное и слуховое восприятие ; Дать родителям з нание о значении пальчиковых игр в развитие ребенка и приобщении их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи ; Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Слайд 7

Методы и приемы работы : Методы : словесный Наглядный Практический . Традиционные : Пальчиковый игро – тренинг . Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками. Пальчиковый театр. Нетрадиционные технологии : Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала(крупы, ракушки, и т.д.), работа с конструктором. Различные виды аппликаций. Шнуровки, пазлы , мозаика. Работа со счетными палочками. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Слайд 8

Нетрадиционные технологии рисования : Кистью , пальцем , зубной щеткой. Ручной труд : Нанизывание бус. Сотрудничество с родителями : Роль семьи в воспитание и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность . Формы работы с родителями : Анкетирование Консультации Индивидуальные и групповые беседы Родительские собрания.

Слайд 9

І этап- теоретический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка ; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста ; обобщение учебно-методической литературы ; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровой, игр с прищепками и т.д.) Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр ; непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности .

Слайд 10

ІІ практический этап : Февраль Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Совместность деятельности с детьми : Пальчиковая игра ” Рыбки ” Игры с прищепками. Пальчиковая игра “ Мышка и кошка ” Игра < кто это ? - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных. “ Помоги бабушке смотать клубок ” Март Изучение пособий Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Совместная деятельность с детьми Пальчиковая игра ” Транспорт ” Работа с конструктором(гараж) Дидактическая игра “ третий лишний ” . Пальчиковая игра ” Мамы всякие нужны ” Игра- красивые бусы для мамы. Инсценировка “ Как мы маме помогаем ”

Слайд 11

Апрель Оформление картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр. Изучение литературы нетрадиционной техники рисования. Совместная деятельность с детьми Пальчиковая игра < Это я > . Дидактическая игра Золушка(с крупами) Игра- ” кто быстрее ” (накручивание веревочки) Пальчиковая игра < птички > . Игра с фасолью(выложить птицу). Дидактическая игра < Найди пару > . Май Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения,упражнения . Оформление работы в полном варианте Совместная деятельность с детьми Пальчиковая игра < Профессии > Игра – “ выложи помидор ” (с горохом) Пальчиковая игра “ солнышко ” Работа с пуговицами , крючками, молнией, липучками. Работа с манкой(кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)

Слайд 12

Работа с родителями Февраль Консультация для родителей : Оформление папки – передвижки “ игры с пальчиками ” Март Консультация для родителей : Круглый стул ” Что необходимо знать и уметь родителям для развития мелкой моторики ребенка1,5-3 года ”

Слайд 13

Апрель Консультация для родителей : Мастер – класс для родителей “ Волшебные рисунки ладошками ” (нетрадиционное рисование) Май Консультация для родителей : Просмотр презентации “ Наши достижения . Играем – мелкую моторику развиваем ”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста разработан с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный ...

План по самообразованию "Пальчиковые игры"

В дошкольном возрасте работа по разитию мелкой моторики и координации движений руки должна быть одной из важнейших частей развития детской речи....

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году

АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...