Консультация для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"
консультация
Консультация для педагогов
"Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО" | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
"Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС ДО"
Подготовил:
старший воспитатель
Томашевская Е.М.
ФГОС ДО определяет, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной, музыкально-художественной и т.д. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. В образовательной области «Познавательное развитие» одним из приоритетных видов детской деятельности является познавательно-исследовательская.
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; которая способствует формированию целостной картины мира.
Структура познавательно-исследовательской деятельности:
- постановка (или принятие) познавательной (поисковой) задачи как результат осознания проблемы и анализа проблемной ситуации;
- поиск путей решения проблемы (выдвижение предположений, определение гипотезы);
- определение плана действий по решению познавательной задачи (по проверке гипотезы, по реализации способа познания);
- осуществление плана действий по решению познавательной задачи (проведение наблюдения, эксперимента и пр.);
- анализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов и формулировка выводов.
Овладение познавательно-исследовательской деятельностью в период дошкольного детства происходит постепенно: от опосредованного участия в постановке проблемы к самостоятельной ее формулировке, от участия вместе с педагогом в поиске решения поставленных вопросов к поиску методов исследования и самостоятельной разработке решения проблемы.
При овладении познавательно-исследовательской деятельностью ребенку следует овладеть общими исследовательскими и поисково-информационными умениями.
Основу познавательно-исследовательской деятельности составляют общие исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать; умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала, работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи (А.Н. Поддьков, А.И. Савенков).
Познавательно-исследовательская деятельность реализуется в следующих видах: экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование.
Осуществляя образовательную работу с детьми, педагогу важно сформировать у них совокупность умений по каждой разновидности познавательно-исследовательской деятельности, а также обеспечить освоение детьми всей совокупности соответствующих операций по каждому умению.
Экспериментирование (детское) – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации.
По мнению Н.Н. Поддьякова, в детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Дошкольник способен осуществлять как реальное (практическое познание действительности как оперирование с самим объектом или его материальной моделью), так и мысленное (оперирование идеальной моделью, заменяющей реальный объект) экспериментирование.
В работе с детьми следует учитывать, что выделяются два основных вида экспериментирования (Н.Н. Поддьяков).
- Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале он как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Этот вид экспериментирования у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.
- Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий; дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Моделирование – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на приобретение информации об объекте познания в результате действий с его моделью.
Ценно то, что ребенок может получить информацию с помощью знаково-символических средств, опосредованно исследуя предмет или явление. В процессе деятельности моделирования изучается не сам объект, а вспомогательная система (Н.Г. Салмина).
Для осуществления моделирования ребенок должен освоить следующие действия: замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей. Действия с моделями усваиваются постепенно, сначала даются готовые модели, затем дети придумывают условные заместители, далее строят модели по условиям, замыслу и реальной ситуации.
Исследовательская деятельность – вид познавательно-исследовательской деятельности, связанный с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Данная деятельность нормируется исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории (имеющейся информации) по проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и собственные выводы (А.И. Савенков).
Исследовательская деятельность в отличие от экспериментирования предполагает реализацию всех представленных выше структурных компонентов познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование, моделирование) как этапов деятельности и максимальную самостоятельность детей на всех этапах.
При проведении исследования дети должны уметь выполнять действия, реализуя следующие этапы (А.И. Савенков):
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы;
- сбор материала (информации);
- анализ, обобщение полученных данных, выводы;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита – презентация результатов исследования.
Успешность и самостоятельность исследовательской деятельности требует реализации детьми всех исследовательских умений в соответствии с особенностями проблемы и этапов исследования. В дошкольном возрасте можно говорить об элементарном характере исследовательской деятельности, относительной независимости от взрослого.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы 9технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Дидактические единицы (Дыбина О.В.)
Дидактическая единица | Алгоритм реализации ЗНАНИЯ-ОТНОШЕНИЯ-ДЕЙСВИЯ |
Исследование
|
|
Экспериментирование
|
|
Моделирование
|
|
Проектирование
|
|
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
- Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
- Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или соленой, например).
- Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстает от общего в группе (ребенок переведен из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Мотивирующее начало занятий
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам дается возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребенка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведѐтся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т.д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идет не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что ученые (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов. В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведенных исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
- Фотогалерея.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребенок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в
экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.
Список использованной литературы
- Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.И. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС."
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....
Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»
Серафима Тарара Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»Консультация по теме:«Формы организации театрализованной деятельности в со...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...