Работа с родителями
материал

Елена Владимировна Ковальчук

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов и родителей  ДОУ

 «Технология изготовления русской тряпичной куклы «Колокольчик»

Цель:

   Расширить знания педагогов о истории тряпичной куклы; познакомить с  технологией изготовления  тряпичной куклы на примере куклы «Колокольчик»; повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать применение народного творчества в работе с детьми;  раскрыть творческий потенциал педагогов.

Задачи: побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью.

Предварительная работа: подготовка схемы и материала для изготовления куклы, подготовка презентации «Русская тряпичная кукла», подбор литературы по теме; оформление мини-выставки различных готовых тряпичных кукол изготовленных детьми, педагогами и родителями.

   Ход проведения:

1 часть:

   Игра в куклы – самая продолжительная игра в жизни человека: она начинается в глубоком детстве и заканчивается только в подростковом возрасте (а иногда сохраняется и до старости, превращаясь в коллекционирование или лицедейство) Д.Жуков

     Обучением детей изготовлению тряпичных кукол занимаюсь несколько лет. Первый раз увидела самодельных кукол на выставке-ярмарке авторской куклы в городе Сочи. Там я приобрела несколько экземпляров. Заинтересовалась историей возникновения первых кукол в России. Потом стала искать литературу и по случайности приобрела замечательную книгу Г. и М. Дайн «Русская тряпичная кукла». Вместе с детьми подготовительной группы пробовали изготовить различных кукол, знакомились с их назначением, затем заинтересовала родителей. Мамы  и бабушки младшей группы «Капелька» участвовали в мастер-классе и в выставке поделок «Игрушки делаем мы сами».

     В этом учебном году я хочу заинтересовать изготовлением тряпичной куклы и Вас дорогие педагоги.

Из простой красивой байки

малышам игрушки шьем

    Детей всегда притягивают лоскутки, нитки и ленточки, но чтобы  попробовать что-то сшить, нужно овладеть необходимыми навыками, а именно владеть иглой. Многие дети иглы боятся, некоторые долго учатся.

      Интересным, для моих детей, мне показалось, будет техника изготовления бесшовная, с помощью которой, возможно, развивать у детей творчество, мелкую моторику, чувство цвета, интеллект, а главное приобщиться к родной культуре.

      Традиционные самодельные игрушки делаются из максимально естественных материалов – дерева, шерсти, соломы, натуральных тканей. Они оставляют ребенку больше простора для воображения: простой лоскуток превращается в его фантазии в роскошное платье, а стилизованное «намеченное» точками лицо или полное отсутствие черт помогают представить куклу и в виде принцессы и в виде малыша.

2 часть: Сейчас, я хотела бы вас, познакомить с историей тряпичной куклы.

«ТРЯПИЧНАЯ  КУКЛА»

      Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

    Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

   Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

    Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

    Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

   Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

    Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

     В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

    Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

     Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

    Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

    Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

     Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы? При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

    Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

    В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

    Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” – пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

     При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.(Материал из книги Г. и М. Дайн "Русская тряпичная кукла")

   Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

    Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.

   В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

     3 часть:

                   Технология изготовления русской тряпичной куклы

«Колокольчик»

Материал:

ткань ситцевая цветная и белая

синтепон или ветошь

нитки для вязания лучше красные

Вырезать 3 цветных круга разного диаметра, наложить их друг на друга.

     C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0004.jpg

Подложить с изнанки в середину большого круга комочек синтепона или ветошь

      C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0003.jpg

Перевязать по шее ниткой, образуя голову и пышные юбки

 

      C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0005 - копия.jpg

Прямоугольным лоскутом белой ткани покрыть и перевязать  голову

        C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0005.jpg

Из оставшейся по бокам ткани складывают рукава-жгутики, перевязать и образовать на концах манжеты или кулачки

           C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0002.jpg

Голову украсить платком, можно добавить косу и фартук

.

          C:\Users\1\Desktop\Сканир\IMG_0001.jpg

     

Используя куклу «Колокольчик» как основу можно придумать любой персонаж для детских игр или сувениров. Интересными получатся феи и снегурочки, Мальвина и звездочет, а также милые ангелочки на елку. Для их изготовления можно взять шелковые и капроновые ткани, а также яркую и блестящую фурнитуру.

Удачи Вам  и вашим детям!

Используемый ресурс:

Методическая литература

  • Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  • Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  • О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  • Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  • А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
  • Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
  • Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
  • И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  • Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  • Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  • Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  •   «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс  2001



Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для  родителей «Новогоднии украшения своими руками»

Цель: включение родителей в образовательный процесс как активных субъектов, приобщение родителей к совместной деятельности.         

Задачи:

повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

- развивать творческие способности, фантазию взрослых;

- способствовать   развитию доброжелательного отношения, сплочения родителей группы;

- формировать потребность в приобретении новых знаний;

- воспитывать интерес к  творчеству, любовь к ручному труду;

Оборудование и материалы:

  • заготовки  гофрокартона разных цветов;
  • ножницы;
  • клей, клеевые кисточки, клеенка, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточки;
  • пуговицы разного цвета;
  • шнур или ленточки;
  • простой карандаш.
  • шило или большая игла

Назначение: новогодняя игрушка может быть использована как украшение для ели, в качестве подарка на праздник Новый год.

Ход проведения:

        Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада что вы пришли на мастер-класс, надеюсь  что она будет интересным для вас.

Сегодня мы будем делать новогоднюю звездочку, а для начала немного о истории  и традициях  празднования  Нового года.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

       С тех пор как в 1918 году Россия перешла на Григорианский календарь, Новый год стали отмечать дважды — по старому и по новому стилю.

Англия

     С началом боя новогодних часов в Англии открываю заднюю дверь дома для уходящего года, а с последним ударом часов встречают у парадной двери Новый год

Эквадор

     В Эквадоре принято перед новым годом описывать на бумажке все неприятности, а потом сжигать их вместе с соломенным чучелом.

Греция

     В Греции глава семьи в новогоднюю ночь на улице о стену дома разбивает плод граната. Удачу обещают разлетевшиеся в разные стороны зерна.

В Греции, приходя в гости, необходимо иметь с собой камень, который бросают у порога с пожеланиями, чтобы богатства были такие тяжелые как камень.

Шотландия

    В новогоднюю ночь в Шотландии поджигают бочки с дегтем и катают их по улицам, прогоняя Старый год и зазывая Новый.

В Шотландии в первый день нового года не делают предложение руки и сердца и не выносят мусор.

Болгария

    В Новый год ровно в полночь в Болгарии гасят свет. Оставшись в темноте, родственники и друзья целуются. А вот кто кого успел поцеловать — об этом знает лишь новогодняя темнота.

Германия

    Самое эмоциональное празднование Нового Года происходит у Бранденбургских Ворот в Берлине, где сотни тысяч людей произносят тосты за воссоединение Западной и Восточной Германии.

Италия

    В Италии незадолго до нового года принято избавляться от старых вещей и покупать новые взамен старых.

     До 18 века елочные игрушки были практически полностью съедобными(пряники, печенья, вафли, сделанные собственными руками в домашних условиях, а также фрукты). Исключение составляли вифлеемская звезда и свечи, которые играли роль современных гирлянд. Бумажные игрушки появляются в середине 18 века, но это было показателем роскоши и использовали такие украшения только довольно богатые люди. К середине 19 века такие игрушки уже использовались повсеместно, уступая только стеклянным шарам, появившимся как раз в середине 19 века)

     Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.

    Зима самое чудесное и волшебное время года. Ожидание подарков, много выходных дней, катание на санках, игра в снежки, прогулки по заснеженному городу и заснеженному парку. Можно всей семьей отправиться  куда- нибудь или просто посидеть вместе дома. И как приятно любоваться тем, что ты сделал своими руками.

    Итак,  начнем. Для поделки нам понадобится две цветные звезды разного размера : их мы вырежем используя  шаблон. Теперь скрепим звезды между собой клеем. Из ленты или декоративного шнура завяжем интересный бант. Приклеим его в центр, дополним яркой пуговицей. Звезда готова,  мы дополним ее петелькой из ленты или шнура. Воспользуясь шилом,  сделаем отверстие и  протянем петлю. Готово! 

     Я надеюсь, что вы с вашими детьми найдете место для своей звездочки. Игрушка может быть использована как украшение для ели, в качестве подарка на праздник Новый год.

Наша встреча подошла к концу, благодарим ребята вас и Вас, уважаемые родители, за ваше творчество и заинтересованность. Теплый и веселый праздник будет по-настоящему семейным, если готовиться к нему вместе.

C:\Users\Алёнка\Documents\наша 12гр 2020\073.jpg     C:\Users\Алёнка\Documents\наша 12гр 2020\075.jpg

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Сказка»

Конспект

Мастер-класса для  родителей

«Новогоднии украшения своими руками»

группа  от 4 до 5 лет «Одуванчик»

Ковальчук Е.В., воспитатель

г. Радужный

2019



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку быть вежливым.

Наверное, ни одной маме не придет в голову заявить: «Я хочу, чтобы мой ребенок рос нахалом и невежей!». Правильно? Едва только наш кроха начинает говорить, мы стараемся научить его первым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»…

Казалось бы, зазубрить с ребенком классический набор вежливых слов несложно. От малыша-то ведь много не требуется. Получил подарок или гостинец – говори «Спасибо!». Встал из-за обеденного стола – поблагодари. Просишь о чем-нибудь – обязательно начни со слова «Пожалуйста!». При встрече с кем бы то ни было произноси: «Здравствуйте!», а на прощание: «До свидания!». Все, джентльменский набор в версии «мини» освоен.

Можно быть вежливым, но при этом начисто лишенным чуткости. Ребенок научится чувствовать вас лишь тогда, когда вы научитесь чувствовать его. И объясните ему, как важно чувствовать любого, кто бы ни оказался рядом, как важно понимать других людей.

Дети в песочнице. Мальчик нечаянно задел лопаткой построенные девочкой куличи. Те рассыпались. Девочка – в слезы и уже через минуту выталкивает мальчика из песочницы: «Уходи отсюда, не хочу с тобой дружить!». Мальчик бежит с жалобами к маме: «Она со мной играть не хочет!». Мама самолюбиво поджимает губы: «Ну, не хочет – и не надо! Вон Миша с мячиком вышел. Пойдем, с ним поиграешь».

Этим необдуманным поступком мама может усложнить сыну всю дальнейшую жизнь. Ведь достаточно было сыну просто сказать: «…, извини, я не хотел!». И веселая игра продолжалась бы дальше. А с легкой маминой руки мальчик усвоит: «Я всегда прав, и не виноват в том, что кому-то это не нравится!».

И при малейшей возможности подсказывайте ребенку, какими действиями он может завоевать у людей уважение и расположение. Едете в общественном транспорте – уступите место бабушке. Объясните сыну-дочери, что пожилые люди плохо себя чувствуют, у них часто болят ножки, нужно их пожалеть и предложить им сесть. Купили ребенку сладости – предложите угостить всех домочадцев или друзей. И так далее. Ведь в общении мелочей, как известно, не бывает.

А чтобы Вам было легче разобраться в вопросе вежливости и уважения, предлагаем несколько простых советов.



Памятка для родителей:

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».

4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.

5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.

6. Учите вежливости вежливо.

Как научить ребенка не перебивать взрослых?

  1. Если ребенок перебивает взрослых…

Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, но и научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, - это может означать, что он:

  • Не умеет слушать;
  • Проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
  • Хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
  • Не обладает достаточным запасом терпения;
  • Недополучает родительского внимания.

      Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к вам придёт гость и вы будете с ним разговаривать, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.

2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас» может стать поистине волшебной.

3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.

4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.

6. Сами никогда не перебивайте ребёнка.

http://www.tyt-skazki.ru/domashnie_deti_i_ikh_pravilnaja_adaptacija_k_shkol.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Что посеешь – то и пожнешь!»

 

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые – ребенка» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет ( в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

А. С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек…»

Привычка… Что это такое? В Толковом словаре В. И. Даля этому слову дано следующее определение: «Все, что принято или усвоено человеком по опыту, на деле, по частому повторению». Психология так определяет понятие привычки: «Устойчивая форма действия, которая в определенных условиях становится потребностью».

Привычка властвует над нами. Привыкнув рано вставать, мы мечтаем хоть в выходной день выспаться, но ровно в семь, как и в будни, убеждаемся, что спать уже не хочется.

Мы привыкаем к вещам и людям, привыкаем обедать в одно и то же время, делать гимнастику по утрам, быть не сдержанными и наоборот. А как некоторые из нас привыкают к телевизору!

Нелегко победить дурную привычку: это самая трудная победа… над самим собой.

Отрицательные привычки откуда они?

С привычками ребенок не рождается. Плохому мы, взрослые, его не учим. Откуда же у детей нежелательные привычки?

Одна из существенных причин – это пример старших. Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек также может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из – за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.

Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным.

Маленькому ребенку порой приходится решать большую для него проблему из области, которую мы, взрослые именуем моралью. Правда, пока вопросы, над которыми бьется малыш, еще не назовешь в полном смысле моральными проблемами, и решаются они сугубо в практическом плане – в поступках ребенка. Но то, что потом из этого вырастает, безусловно, относится именно к этой области. И здесь дело не обходиться без привычек.

Совесть. Мы часто употребляем это слово. Но над тем, что такое совесть, задумываемся редко: уж больно расхожее слово.

Совесть – разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И потому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Потому – то очень часто бывают бесполезными обращения к совести распоясавшихся детей. Нет, у них не сформировалось представление о поведении, соответствующим взглядом нашего общества, и очень низок их идеал. Но навязать идеал в одну минуту – резким замечанием или мягоньким пожеланием невозможно. Идеал человеческий, а вместе с ним и совесть растет и шлифуется с годами вместе с человеком.

Еще с первобытных времен человеческое общество самосохранялось определенными запретами. И нарушение какого – либо из них грозило не только карой богов и общественным осуждением, но и создавало внутреннее неудобство для самого нарушителя, ибо соблюдение правила было привычкой. Ощущаем же мы невымытые руки перед едой и отправляемся в ванную, даже не вспомнив надпись на плакате: «Грязные руки – источник инфекционных заболеваний!» Видимо, как и зерна гигиены можно и нужно сеять и растить путем долгой и постоянной тренировки зерна совести.

Но на одних «нельзя» взрослых невозможно построить воспитание. Бесконечные запреты будут вызывать протесты растущей личности или вынудят создавать себе личину, подстраиваться, приспосабливаться лишь внешне. Необходимо, чтобы запреты стали внутренней убежденностью ребенка.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергетического усилия над собой, тогда не трудно было бы от нее избавиться… Но в том - то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно также понемногу и после продолжительной борьбы с нею.

Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».

Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. «При искоренении привычки, - писал К. Д. Ушинский, - следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».

Одно из средств перевоспитания вредной привычки – замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.

Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их и замещение положительными – вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.

В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых, вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет еще большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждение ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера – торгашество.

Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменения отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Однако оно должно быть крайней мерой.

Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.

Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном только виде пищи.

Чрезмерная строгость в отношениях с детьми порождает у них привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности, ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам.

Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.

 

Использованная литература:

1. Каплан Л.И. «Посеешь привычку – пожнешь характер. Пособие для воспитателя детского сада; М., «Просвещение», 1976;

2. Резнюк Г.Б. «Дети и труд» (о воспитании трудолюбия) – М., «Знание» 1975;

3. Островская Л. Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2 – е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990;

4. Храпов В. Е. «Родители просят совета» - М., «Знание» Москва 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...