Предметно-пространственная развивающая среда в 1 младшей группе
материал (младшая группа)

Большакова Валентина Владимировна

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда

в 1 младшей группе

     Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Основные принципы построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии (организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза») .
2. Принцип активности (участие в создании своего предметного окружения) .
3. Принцип стабильности – динамичности (создание условий для изменения и созидания) .
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (построение межпересекающихся сфер активности) .
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип эстетической ориентации (сочетание привычных и неординарных элементов) .
7. Принцип открытости – закрытости (готовность среды к изменению, корректировке, развитию) .
8. Принцип половых и возрастных различий.

 

     Требования к организации предметно-пространственной среды

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по центрам развития позволяет объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование, центр психологической разгрузки.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

     Предметно-развивающая среда начинается уже с раздевалки, где мы встречаем наших детей. В групповых центрах имеется: информация для родителей , консультации, творчество детей, фотографии детей.

     Центр физического развития

В нашей группе мы учим детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.  В каждой младшей группе имеется:  массажные коврики и дорожки, мячи, скакалки, кегли, шнуры длинные и короткие, мешочки с грузом, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики и др.

     Центр познавательного развития направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Сюда входят игры как серия игр на классификацию, собери пирамидку, живое домино, овощи и фрукты, кто где живет и др.

    Центр речевого развития

В центре речевого развития имеются игры, пособия, картотека артикуляционной гимнастики, художественная литература, иллюстрации сказок и героев мультфильмов, игры на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Мыльные пузыри!», «Вертушки» и др.

   Центр театральной деятельности развивает творческие способности у детей, воображение, память, внимание, умение импровизировать, прививает интерес к театру. Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, теневой. Театральный центр часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

     Центр музыкального развития ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно музицировать. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В нашей группе создан музыкальный центр, который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

     Центр творчества развивает интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельную активность.

В распоряжении детей восковые и цветные карандаши, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, раскраски, трафареты и др. Данный центр выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.

       Центр строительно-конструктивных игр развивает представление об основных свойствах объемных геометрических форм, развивает мелкую моторику пальцев, рук, приобретает трудовые навыки, умение строить мебель, дома.Имеются различные виды конструктора.

      Центр  уединения - это место, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы

     Центр сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Это обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов. Эти игры несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление о будущих социальных ролях, способствуют формированию умения общаться со сверстниками, старшими.

 Для современного развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты для игр «Больница», «Парикмахерская» ,«Кухня»и др; куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, телефоны, руль, весы, сумки, утюг, гладильная доска, молоток, кукольная коляска, одежда для ряженья, а также предметы заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.

Заключение

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе

Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие

Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...

Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"

Письменная характеристика предметно – пространственной  развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В.    Одним из определяющих факторов ...