ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie-igry-kak-sredstvo-sensornogo-razvitiya.docx78.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава        1.Теоретические        основы        сенсорного        развития        детей        младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

  1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема …………
  2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..
  3. Специфика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста ……………………………………….

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

2.1. Пояснительная записка………………………………………………………..

2.2. Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста .

Заключение Список литературы Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развивающая функция дошкольного образования определяется как основная в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии ребенка - дошкольника.

В образовательной области федерального государственного образовательного стандарта «Познавательное развитие» обозначена задача сенсорного развития ребенка, а именно: «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)».

Проблему сенсорного развития детей дошкольного возраста изучали зарубежные и отечественные педагоги и психологи: Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и другие. Их исследования убедительно доказывают значение сенсорного развития для умственного, физического и эстетического воспитания ребенка, а так же сензитивность дошкольного периода (периода оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств или процессов) для сенсорного развития: «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…» (М. Монтессори);«Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов (Л.А. Венгер); «Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир,

окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми»,

«воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка» (Е.И. Тихеева). [17,4]

Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям и чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Такое значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитанияребенка.

Авторами системы дидактических игр являются: Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и другие. Педагоги и психологи считают, чтосоединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность использовать эти игры в целях воспитания, обучения и развития дошкольников, но не открыто, а через игровую задачу. В дидактических играх и упражнениях детям предоставляется

возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различии.

Противоречие: родители осознают важность сенсорного развития ребёнка, но не всегда могут умело и правильно организовать этот процесс, подобрать эффективные способы достижения результата.

Выделенные актуальность и противоречие определили выбор выпускной работы: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников.

Предмет исследования – развивающие возможности дидактической игры.

Цель – теоретически обосновать и разработать комплекс дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить        и        проанализировать        научно-методическую        и        психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Раскрыть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
  3. Определить специфику использования дидактических игр длясенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
  4. Провести        и        проанализировать        результатыпедагогической        диагностикипо определению уровня сенсорного развития детей средней группы МБДОУ д/с

№96;

  1. Подобрать        и        систематизировать        в        комплекс        дидактические        игры        по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр будет успешным, если при разработке комплекса учитывать следующие условия:

  • подобрать        дидактические        игры,        в        содержание        которых включены сенсорные эталоны;
  • предусмотреть содержание предметно-пространственной среды, которая бы стимулировала детей к активному освоению сенсорных эталонов;
  • учет уровня сенсорного развития детей.

Методы исследования:

  • анализ        психолого-педагогической        и        методической        литературы        по        теме исследования;
  • беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
  • разработка комплекса дидактических игр.

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема

В педагогике раннего и дошкольного возраста одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном воспитании и сенсорном развитии ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешний свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и школе, и для многих видов труда.

В истории дошкольной педагогики, проблема сенсорного развития занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребёнка окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Поэтому начальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. [9,15]

Для того чтобы получить в рисунке сходство с изображённым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследование формы предмета, его строение. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предлагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков восприятия начертания букв.

Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи. В процессе изобразительной деятельности - Т. Г. Казакова, Е. И. Корзакова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина и др.; конструктивной - Ф. В. Изотова, А. Р. Лурия, В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт и др.; в ходе музыкального воспитания - НА. Ветлугина и др.; в процессе речевого развития - Л. Е. Журова, Г. М. Лямина, Н. С. Карпинская; Е. И. Радина, Д. Б. Эльконин и др.

В этих исследованиях доказано, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.[11,10]

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимают систему педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

По словам Л.А.Венгера и В.С. Мухиной сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребёнка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развития у него сложных мыслительных и сенсорных процессов.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществлённое под руководством А.В.Запорожца и А.П. Усовой, показало, что обучение и соответствующая        организация        изобразительной        деятельности, конструирования, труда в природе, дидактических игр дают эффект в сенсорном развитии ребёнка. [11,87]

Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называет младших возраст

«золотой порой» сенсорного воспитания. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Главное направление сенсорного воспитания должно составлять в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Сенсорная культура –это результат усвоения ребёнком сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности воспитания и его развития у детей.

Первое положение.

В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т.е. осуществляется предметное восприятие.

Второе положение.

Развитие восприятия у ребёнка рассматривается в педагогической науке, как процесс усвоения сенсорно опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Что же включает сенсорный опыт и что осваивает ребёнок?

Прежде всего, ребёнок осваивает систему перцептивных (обследовательских) действий, закреплённых человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.

Воспитание ребёнка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое перцептивное действие, осваиваемое ребёнком, даёт возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

По мере накопления сенсорного опыта, перцептивные действия свертываются, некоторые из них постепенно переходят в зрительный план, хотя при затруднениях в восприятии, они могут снова приобрести развёрнутых характер.

Каждый человек в процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и учиться или пользоваться, как мерками качества для анализа за воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта.

Овладение системами перцептивных действий и системами эталонов происходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны перцептивные

действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение с другой – овладение эталонами перестраивает действия, делает их более обобщёнными, свёрнутыми и целенаправленными.

Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов развития разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие, формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов – можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребёнка и развития разных видов его деятельности. [1,25]

Таким образом, можно сделать вывод, о том что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Ведь жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию. Хорошо развития способность восприятия необходима человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

1.2 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, архитектора, художника, конструктора, писателя занимают сенсорные особенности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, звучания, цвета. А истоки сенсорных особенностей лежат в общем уровне сенсорного развития, постигаемом в дошкольном возрасте.

В течении дошкольного возраста психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривания предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок делает качественный скачок в своём психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, активная речь, предметное восприятие, непроизвольное внимание. В процессе обследования предметов он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращённую к нему речь. Благодаря этим достижениям ребёнок младшего дошкольного возраста начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. [5,47]

В разные периоды развитие восприятия имеет свои особенности:

В раннем детстве остаётся несовершенным. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, т.е. все свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии ребёнок видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему

отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, дошкольник начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Замечая похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете всё это развивает способность отделять свойства от самого предмета.

Совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений – всё это является особенностью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

Урунтаева Г.А., выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому особенностью развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.[18,19]

Исследования группы учёных Запорожца, Лисиной показали, что качественные различия между восприятием ребёнка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности, которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Учёные пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут изолированно от всех других проявлений личности ребёнка, поскольку они являются подчинёнными моментами в общем ходе изменений его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в

контексте комплексной деятельности ребёнка и зависят от условий и характера этой деятельности.

На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия:

  1. Действия идентификации.
  2. Действия отнесения к эталону.
  3. Моделирующие действия.

Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему. Они состоят в выборе соответствующего эталона и установлении идентичности.

Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют некоторые черты различия. Например: яблоко, подобно мячу, круглое, т.е. должно быть соотнесено по форме с эталоном шара. [15,8]

Моделирующие действия выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, а требуют одновременного использования двух или более эталонов. Например: одноэтажный домик, включающий в себя прямоугольный фасад и трапециевидную крышу.

Для полноценного развития восприятия необходимо предоставлять ребёнку самые разнообразные предметы для обследования и стараться обращать его внимание на их свойства. Ребёнок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки»

  • сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются строго определёнными признаками.

В младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Ознакомление с эталонами происходит путём не только показа и называния, а включает действие детей, направленное на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведёт к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребёнок оперирует ими с той же лёгкостью лишь к пяти годам.

К сенсорным эталонам относятся:

  • эталоны цвета: так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный);
  • эталоны формы: усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником, позднее с трапецией;
  • слуховые эталоны: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка;
  • эталон вкуса: сладкий, солёный, кислый и горький;
  • эталон запаха: тяжёлые, лёгкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со всё более тонкими разновидностями эталонных свойств. Происходит переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяжённостям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. В этот период дети младшего дошкольного возраста постепенно усваивают связи и отношения между эталонами – деление фигур на округлые и прямолинейные, объединение объектов по отдельным протяжённостям, порядок расположение цветов в спектре, группировка цветовых тонов на тёплые и холодные.[20,32]

Виды деятельности соответственно ФГОС ДО.

Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности:

  • Познавательно-исследовательская деятельность:
  • наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, грецкие орехи, каштаны, камешки, крупы). Дидактические игры:

«Сравни листочки», «Покорми зверюшек», «Что выше куст или дерево?»;

  • игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду, меняем температуру, подкрашиваем);
  • игры с песком, землёй и глиной;
  • развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, рамки- вкладыши, пирамидки, кубы, шары. Д/И: «Игрушка-матрёшка», «Магазин игрушек», «Почтовый ящик»;
  • дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Найди пару»;
  • игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор», «Белые и чёрные камешки»;
  • дидактические игры для формирования представлений о форме: «Волшебный мешочек», рамки Монтессори, «Почтовый ящик»;
  • дидактические игры для формирования представлений о величине: «Разбери листочки», «Большой-маленький», «Что больше?»;
  • дидактические игры для формирования представлений об ориентировки в пространстве: «Соберём квадраты», «Поручения», «Где же наши ручки?»,

«Игрушки играют в прятки»;

  • дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Кто в домике живёт?», «Музыкальные прятки», «Овощи и фрукты»;
  • дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?», «Соберём куклу на прогулку».
  • Продуктивная деятельность:
  • конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором – лего, игры с развивающими кубиками;
  • рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому);
  • лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, пластилином.
  • Игровая деятельность:
  • игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку»;
  • игры с машинками: «Эх, прокачу!», «Поставь в гараж».
  • Двигательная деятельность:
  • игры        с        крупногабаритными        игрушками-двигателями        (качалками, велосипедами, колясками);
  • двигательные задания с использованием физкультурного оборудования;
  • подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами;
  • босохождение по «Дорожкам здоровья».
  • Коммуникативная деятельность:
  • игры с мячом в кругу;
  • игры руками с небольшим предметом (грецкий орех, массажный мячик);
  • пальчиковые игры.
  • Музыкально-художественная деятельность:
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан);
  • игры с самодельными звучащими предметами;
  • театрализованные        игры        (пальчиковый        театр,        плоскостной,        варежковый, настольный);

-народная игрушка (неваляшка, свистулька).

  • Трудовая деятельность:
  • трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате;
  • приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Для ускорения развития восприятия необходимо включение ребёнка в доступные ему виды деятельности, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Незавершённость в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития. Именно в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Для этого необходимо использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания с учётом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей

По выражению В.А. Сухомлинского, «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Для каждого возраста, как доказали психологи, существует ведущая деятельность в процессе которой и происходит развитие личности. Ведущей деятельностью для маленького ребёнка является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют эстетическому, умственному и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. Авторами ранней системы дидактических игр являются такие педагоги и психологи как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова. Отечественные исследователи и педагоги (Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе и др.) много таких дидактических игр представили в своих работах, а так же в специальных сборниках игр.

Система дидактических игр, разработанных Ф.Фребелем, представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разнообразными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори, получила неоднозначную оценку. Так как она

считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка. [18,9]

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.

Такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме в непосредственной образовательной деятельности. Развитие представлений и восприятий ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе непосредственной образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (отгадывания и загадывания, прятанья и поиска, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

В образовательной деятельности, по мнению В.Н. Аванесовой, важная роль принадлежит дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; в часы самостоятельной игровой деятельности, и в повседневной жизни.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. [1,66]

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила даёт воспитателю возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

В дидактической игре, в отличии от учебной сущности, действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало, выражается в определённых дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придаёт игре целенаправленный, дидактических характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактические игры выполняют ещё одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития ребёнка.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки. 2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Как игровой метод дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. На играх занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса у детей к образовательной деятельности использует разные игровые приёмы, вносит элементы соревнования, создаёт игровую ситуацию и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с объяснениями, вопросами, указаниями, показом. [15,102]

По мнению группы педагогов (Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой) в каждой дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря

содержанию в ней разных игровых моментов: соревнования, движения, элементов загадки, распределения ролей, ожидания и неожиданности и т.д.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игр, расширение их вариативности.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного процесса. Второе явление – содержание игры. Успешность игры – в её результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвёртый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний. Развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего- то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально- познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

В.М. Букатов говорил, пока в дидактической игре есть какая-то тайна, загадка, неизвестность, она будет интересна детям. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Правила являются обязательным компонентом игры, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяю игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в деятельность педагога отсутствует соревновательный компонент и выигрыш как способ фиксации первенства играющих – это игровое упражнение. Чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.

По мнению А.Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, жёлтый, синий). Затем познакомить детей с дополнительными цветами (оранжевый, фиолетовый, зелёный). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (вишнёвый, розовый, тёмно-красный и т.д.). На этой основе происходит закрепление представлений об определённой системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре. [16,12]

Знания полученные детьми о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Вся деятельность детей становится совершение, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в

окружающем мире, использовать эти знания как эталоны, как средство познания предметов. В данном случае роль дидактических игр заключается расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: словесные игры, игры с предметами (игрушками, природным материалом) и настольно-печатные.

На словах и действиях построены словесные игры. В таких играх дети учатся, опираться на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети отгадывают по описанию; группируют предметы по различным признакам; решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; находят признаки сходства и различия; находят алгоритмы в суждениях и др.

В играх с предметами используются реальные предметы и игрушки. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов играя с ними. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: формой, величиной, цветом, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: домино, лото, парные картинки.        Различны        и        развивающие        задачи,        которые        решаются        при        их

использовании.

Игры могут быть включены в любую образовательную деятельность. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее интересным будет деятельность сопровождённая загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию образного мышления, воображения. [6,17]

Специфика использования дидактических игр в младшем дошкольном возрасте:

  • у детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия;
  • учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами;
  • с детьми младшего возраста необходимым условием является совместная деятельность с воспитателем для повышения интереса к дидактическому материалу и способов игры с ним;
  • для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Поэтому воспитатель старается подобрать такой дидактический материал, который можно обследовать и активно действовать с ним;
  • игры для детей становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому происходит постепенное усложнение правил;
  • для того чтобы игра проходила успешнее, воспитатель заранее готовится к ней: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами;
  • интерес к игре усиливается, если педагог предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры;
  • в конце игры воспитатель подводя итоги отмечает только положительные стороны: убрали на место игрушки, играли дружно.[14,5]

Таким образом, можно сделать вывод, что при регулярном использовании дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие и воспитание детей, развиваются познавательные процессы, такие как, воображение, мышление, речь, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические

игры.

  1. Пояснительная записка.

В работе дошкольных учреждений важное место занимают дидактические игры. Они используются в непосредственной и самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью организованной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности, поэтому использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Образовательная работа в нашем дошкольном учреждении ведется по общеобразовательной программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Конспекты игровых занятий в группе младшего дошкольного возраста прописываются в календарных планах. Однако, в непосредственно образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми в непосредственно-организованной деятельности; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня, в самостоятельной игровой деятельности. Одним из факторов успешной обучаемости воспитанников является создание предметно- пространственной среды. Организуя её, я учитываю всё, что будет

способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные способности, уровень общего и речевого развития, а так же эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка – вот чем я руководствовалась при создании условий.

Эти условия были организованы в соответствии с принципами:

  • принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении;
  • принцип активности;
  • принцип динамичности, стабильности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип        индивидуальной        комфортности        и        эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • принцип        сочетания        привычных        и        неординарных        элементов        в эстетической организации среды;
  • принцип половых и возрастных различий детей.

Включая в деятельность эффективные методы и приёмы, я достигаю положительных результатов, активных действий со стороны детей, высокий уровень знаний, умений и навыков. Используемые методы и приемы:

Словесные

Наглядные

Практические

Рассказ воспитателя        + Беседа        Δ

Упражнения        Δ

Пояснения        +

Показ и рассматривание объектов (образцов)        Δ

Наблюдение явлений и процессов        Δ

Показ и рассматривание картин,        иллюстраций,

Показ практической деятельности        и способов его

получения        Δ*

Тактильные способы обследования        *

Чтение        Δ

Словесные игры        Δ

Придумывание        игр,

упражнений        Δ

Напоминание        +

Оценка        +

Объяснение        +

Художественное

слово        +

Аудиозапись        +

открыток        Δ*

Просмотр        научных программ, мультфильмов                Δ

Пояснение способов лепки, аппликации, конструирования       Δ*

трафареты, шаблоныΔ*

Дидактические игры Δ* Обследование

предмета        Δ

Игры с водой, песком, природным

материалом        Δ*

Символические обозначения методов и приёмов:

Δ – совместная деятельность

* - индивидуальная, самостоятельная деятельность

+ - обучение

Системное        планирование        деятельности        ведет        к        положительной реализации задач работы образовательного процесса.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.

Именно поэтому мною были выбраны такие формы работы с родителями:

  • Родительские собрания: «Формирование сенсорных способностей детей в первой младшей группе», «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей».
  • Консультации: «Сенсорные игры в детском саду», «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников».
  • Родительский клуб «Всё о наших детях».
  • Праздники, вечера – развлечений.
  • Наглядная агитация: буклеты, листовки, памятки.
  • Индивидуальные беседы.
  • Дни открытых дверей.
  • Лаборатория острых вопросов
  • Анкетирование, тестирование.
  • Оформление        папки-передвижки        «Сенсорная        культура        и        умственное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста».
  • Работа передвижной библиотеки.

Триада «педагог» – ребёнок – родитель» становится активным участником образовательного процесса, успешно влияет на результат деятельности

Используя в своей деятельности разнообразные формы, виды, методы, приёмы, условия, мною был разработан цикл мероприятий по развитию сенсорных способностей через дидактические игры.

Планируемый результат: повышение уровня сенсорного воспитания детей, развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной, самостоятельной и практической деятельности с педагогами, вовлечение родителей в педагогический процесс.

  1. Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников.

Цель: оценить эффективность применяемых технологий по сенсорному развитию младших дошкольников в процессе организации образовательной деятельности.

Комплекс дидактических игр систематизирован в соответствии с реализуемой программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с ФГОС ДО.

  1. этап. Выбор предмета по словесной инструкции взрослого (сентябрь – октябрь).

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Развивать произвольное внимание, тренировать зрительную память, учить соотносить цвет предмета с эталоном цвета. Развивать зрительное и звуковое восприятие, способствовать запоминанию основных цветов спектра.

Д/И «Разноцветное варенье»

«Аквариум»

«Бусы для матрёшки»

«Варежки»

«Цветные паровозики»

«Разноцветная гусеница» Муляжи овощей и фруктов, детская посуда, конструктор, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюзенера.

Подвижные игры с разноцветными мячиками, ленточками.

  1. Воспитатель предлагает ребёнку наполнить баночку, например, жёлтым вареньем, которое «любит кукла Маша», чтобы напоить Машу чаем с вареньем.
  2. Воспитатель предлагает ребёнку наполнить сухой аквариум «водой», т.е. синими шариками и пустить в аквариум жёлтую «рыбку»

(мячик), а потом поймать её. 3.Воспитатель предлагает ребёнку схематичное изображение гусеницы, состоящей из нескольких кругов. Затем поёт песенку гусеницы, а потом сообщает детям, что гусеница эта необычная, она разноцветная.

А какого цвета у неё кружочки, мы увидим, когда все их сложим по очереди. Педагог раздаёт детям по одной картонной гусенице и

высыпает на стол разноцветные крышки от

бутылок. Называет цвет, а дети ищут крышечку такого цвета и

кладут её на соответствующий кружок.

  1. этап. Усвоение соотношения предметов по величине (ноябрь – декабрь).

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Учить детей использовать промежуточное средство –

Д/И «Найди ёлочки»

«Что там?»

Воспитатель говорит: «В лесу растут разные по высоте

мерку – при определении высоты

Упражнения с брусками изменяющихся размеров.

Набор из 5 полосок, длина полос постепенно уменьшается от 25 до 5 см., пять ёлочек,

высота также постепенно

деревья. Есть среди них ели очень высокие, пониже и низкие ёлочки. Скоро у нас новогодний праздник. Давайте представим, что мы пошли в лес срубить ёлочку. Но нам нужны не все ёлочки. Нам нужна только вот такая ёлочка (показывает одну из полосок). Вы будете находить ёлочки такой же высоты, как эта полоска». Другие дети получают задание найти ёлочки повыше и т.д. Дети поочерёдно по образцу находят ёлочки нужной высоты, а затем по предложению воспитателя строят ряд из ёлочек, которые они нашли, по убывающей

высоте. «У кого самая высокая ёлочка?» - говорит воспитатель, начиная строить ряд. Дети выстраивают ряд и

прикладывают полоски-мерки, проверяя свои действия.

  1. этап. Усвоение геометрических фигур (декабрь – январь)

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Д/И «Найди предмет такой же формы»

«Чудесный мешочек»

«Угадай, что это?»

«Путешествие по групповой комнате»

Набор геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы

(мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).

Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу, обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребёнку назвать её форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить её рядом. Если ребёнок правильно нашёл предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребёнку обвести пальцем фигуру и предмет.

Этот приём помогает ребёнку правильно выполнить задание. Игра заканчивается, когда воспитатель поочерёдно покажет все фигуры и дети

найдут предметы соответствующих форм.

  1. этап. Усвоение представлений о высоте звучания разных звуков (январь – февраль)

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Формирование у детей представления о средствах

музыкальной выразительности. Упражнять в различии звучания звуков (низких и

высоких), условно соответствующих звучанию пения птиц.

Музыкально-дидактическая игра «Низкие и высокие звуки»

«У медведя во бору». Карточки дидактического пособия «Низкие и высокие звуки», детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Дети полукругом сидят возле экрана, в руках у них дидактические карточки.

Воспитатель: «На полянке на лесной, свили гнёзда. Кто на дереве высоко, а кто и в травке густой. На дереве высоко гнездо, в нём раздаётся очень звонкий щебет птиц, а в траве кто-то притаился и низким голосом щебечет». За ширмой воспитатель игрой на

металлофоне воспроизводит высокие звуки, дети

поднимают соответствующую звучанию карточку. Если ответ положительный – на экране изображение гнезда, расположенного на дереве.

При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

  1. этап. Группировка предметов по материалу (февраль-март).

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасс)

Д/И «Из чего сделано?»

«Найди на ощупь»

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов. Затем педагог предлагает игру, в ходе которой дети должны назвать, из чего сделан предмет, помещаемый ребёнком в

мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали

его.

  1. этап. Классификация предметов по признаку цвета (март – апрель).

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Развивать произвольное внимание, тренировать цветовосприятия,

способствовать активизации речевой деятельности,

Блоки Дьенеша, муляжи овощей и фруктов, разноцветные машинки-

грузовики, игрушки разного цвета.

1.Воспитатель вносит зайчика. Зайчик «плачет». Воспитатель спрашивает зайчика, почему он

плачет. Зайчик отвечает, что нёс домой вкусную, зелёную

развивать элементарные навыки исследовательской деятельности.

капусту, но по дороге его напугал ворона, он бросился под кусток, выронил капусту и потерял её.

Воспитатель утешает зайчика и говорит, что у них в игровом уголке есть капуста. Дети находят капуту и приносят

Зайчику. Зайчик говорит: «Ой, как хорошо, я так люблю зелёные овощи. А ещё какие- нибудь зелёные овощи или фрукты у вас есть?». Дети находят зелёный огурец, зелёный горошек, зелёный перец, зелёное яблоко, зелёный арбуз.

  1. Воспитатель предлагает

мальчикам посоревноваться: Ване загрузить в свой грузовик все синие предметы (ленты, бусы, кубик, тарелочка), а Саше в свой – все красные

(мячик, кубик, помидор, карандаш). Кто быстрее привезёт предметы к условленному месту, тот получит флажок.

  1. К этому времени дети знают уже три геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), поэтому можно предложить группировать геометрические предметы из пособия Блоки Дьенеша по двум признакам форме и цвету, раскладывая их по разным коробочкам, на крышках которых в качестве подсказок нарисована соответствующая геометрическая фигура, но

цвет её обозначен только по контору.

  1. этап. Формирование правильного определения пространственного расположения предметов (апрель

– май).

Задачи этапа

Дидактические игры и пособия

Содержание деятельности

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около

Д/И «Узнай, что изменилось?»

Перестановка за ширмой предметов так, что бы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного театра.

В игре используется кукольный персонаж

Петрушка. Весёлый и озорной,

он всё время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

Усложняя игру, воспитатель увеличивает количество игрушек, а так же усложняет правила игры: рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в

одежде, положении рук, ног куклы и т.д.).

Заключение

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на развитие восприятия и представления о внешних свойствах предметов, т.е. ознакомление детей с эталонами цвета, формы, величины, обучение детей способам их использования, обучение планомерному обследованию предметов.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. В младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со всё более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяжённостям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами. Если в дошкольном возрасте не создать благоприятные условия для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

В современной системе сенсорного воспитания определённое место отводится совместной и самостоятельной деятельности, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. В процессе дидактической игры ребёнок проявляет интерес к действию, приобретает цель, легче запоминает, развивается память, речь, мышление. Ребёнка привлекает в дидактической игре возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Дидактические игры в младшем дошкольном возрасте способствуют формированию перцептивных действий, овладению системой

сенсорных эталонов, применению системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения.

Частичная реализация комплекса подтверждает предполагаемую гипотезу исследования в том, что формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр будет успешным, если при разработке комплекса учитывать следующие условия:

  • подобрать дидактические игры, в содержание которых включены сенсорные эталоны;
  • предусмотреть содержание предметно-пространственной среды, которая бы стимулировала детей к активному освоению сенсорных эталонов;
  • учет уровня сенсорного развития детей.

На        основе        проведенной        промежуточной        диагностики,        можно        увидеть следующие результаты положительной динамики развития (2021-2022 уч.год):

Разделы

Оценка

Формирование элементарных

математических представлений

Сенсорное развитие

н.г.

к.г.        н.г.

к.г.

Отдельные компоненты не

развиты

43%

23%

37%

15%

Соответствует

возрасту

34%

37%

42%

50%

Высокий

23%

40%

21%

35%

Для получения диагностического материала мною использовалась программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Критерий: высокий

  • может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
  • умеет        находить        в        окружающей        обстановке        один        и        несколько одинаковых предметов;
  • правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше»,

«столько же»;

  • различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы;
  • называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

Критерий: соответствует возрасту

  • при помощи взрослого умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов;
  • с помощью взрослого определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше»,

«меньше», «столько же»;

  • различает круг, квадрат, треугольник;
  • называет знакомые предметы, признаки.

Критерий: основные компоненты не развиты

  • затрудняется находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов;
  • не выделяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
  • различает круг, квадрат, треугольник при помощи взрослого;
  • затрудняется в назывании знакомых предметов, признаков.

Прослеживается положительная динамика, высокий уровень результативности. Можно утверждать, что проделанная работа – ступень для освоения более сложного материала на следующем возрастом этапе.

Список литературы

  1. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005 г.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - №13.
  3. Венгер В.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательнач программа дошкольного образования/ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  5.         Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 2009.
  6. Глушкова Г.В. Игра или упражнения// Дошкольное воспитание, 2008. - № 12.
  7. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорномоторному воспитанию детей 2-4-го года жизни/ Дворова И.В., Рожков О.П. – М.: Модэк, 2007.
  9. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного развития// Дошкольное воспитание, 2008. – №10.
  10. Ефремова Н.А. Учимся различать цвета и запоминать их название// Дошкольное воспитание, 2002. - №12.
  11. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников/ Запорожец А.В., Усова А.П. – М.: Академия педагогических наук, 2003.
  12. Каралашвили Е.А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада/ Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е.// Справочник старшего воспитателя, - 2008. - №5.
  13. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
  14. Никитина Е.О. Сенсорные уголки для диагностики// Обруч, - 2006. - №2. 15.Пилюгина Э.Г. Занятию по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста. Пособие для воспитание детского сада. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. – 2010.

- № 7.

  1. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, - 2002. - №10.
  2. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образ. учреждений сред. профессион. Образования, 6-е изд. перераб. И допол./ Урунтаева Г.А. – М.: Академия, 2006.
  3. Усова А.П. Педагогика и психологи сенсорного развития и воспитания дошкольника// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...

«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно  работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»

Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...