План по самообразованию педагога "Мультипликация, как средство всестороннего развития детей старшего дощкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
тема "Мультипликация, как средство всестороннего развития детей старшего дощкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multstudiya_.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №33 «ТЕРЕМОК»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Горобец М.В.
(Ф.И.О. педагога)
22года высшая кв. категория
(стаж работы) (кв. категория)
ТЕМА: «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(название темы)
2022-2024
(учебный год)
Старшая, подготовительная
(возрастная групп)
г. Якутск
Пояснительная записка
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации, как вида современного искусства, заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.
Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Актуальность
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр. Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.
Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетенции; обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов.
Задачи:
- повысить собственный уровень путем изучения необходимой литературы;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- организовать дополнительное образование (кружок) во внеурочной деятельности;
- создать условия для обучения детей навыкам работы с различными техническими устройствами: ноутбук, фотоаппарат, звукозаписывающее устройство;
- создать условия для развития креативности, нестандартного мышления, творческого подхода к поставленной задаче;
- познакомить детей с основными видами мультипликации;
- познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению героев мультфильмов, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов;
- развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Формы работы с детьми:
- беседы,
- чтение и обсуждение,
- наблюдение,
- игры,
- практическая деятельность (создание мультфильма)
Методы и приемы.
- Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, иллюстраций к мультикационным произведениям.
- Словесные методы: чтение и рассказывание сказок, заучивание наизусть текстов для озвучивания ролей, пересказ, беседы. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
- Практические методы: изготовление атрибутов и героев к мультфильмам, инсценировки, дидактические упражнения.
Этапы работы над созданием мультфильма:
- Подготовительный этап. Разработка сценария, подбор оборудования и технологии съёмки, создание персонажей и декораций.
- Основной этап. Съёмка мультфильма:
- раскадровка,
- покадровая съёмка, звукозапись,
- монтаж.
- Заключительный этап. Презентация мультфильма.
Планируемые результаты:
На конец года дети могут знать и уметь:
-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;
-способы соединения деталей из бумаги и пластилина, конструктора Лего;
-особенности материалов техники анимационной деятельности;
-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
-пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);
-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-передавать движения фигур человека и животных;
-проявлять творчество в создании своей работы.
-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;
-имеет представления о причинно-следственных связях;
-знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
Формы работы с | ||
самообразование | педагогами | родителями |
-подбор и изучение методической литературы; -изучение материально-технического оснащения в мультстудии; -знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ; -разработка методических материалов для работы (конспекты занятий, дидактические игры); -разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность; -прохождение курсов повышение квалификации «Анимация» | - Мастер-класс для педагогов МБДОУ ЦРР Д/с №33 «Теремок» Тема: «Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом» - участие в конкурсах по мультипликации. | Консультации для родителей: - «Добрые мультики, которые помогают воспитывать»; - «Роль мультипликации в обществе»; - «Мультфильм, как средство воспитания дошкольников»; - «Дети и мультфильмы»; - Анкеты и опросники; - Буклеты; -Рекомендации родителям по формированию зрительских предпочтений дошкольников по ФОП. |
Перспективное планирование кружка «Мультстудия»
для детей 5-7 лет
на 2022 – 2024 учебный год.
Месяц | Тема: | Содержание: |
2022-2023 учебный год | ||
Октябрь | Презентации на тему: «Что такое мультфильм?» | Знакомство с мультстудией; обсуждение известных детских мультфильмов; обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка; |
Ноябрь | Шаг за шагом | Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона" |
Декабрь | Персонаж - кто это? | Знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем); |
Январь | Декорации. Построим волшебный мир. | Изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами; изготовлений декораций по придуманному сюжету. |
Февраль | Обратная сторона экрана | Знакомство детей с различными анимационными техниками; -знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; -просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; |
Март-апрель | Пластилиновая анимация. Мультфильм «Времена года» | Вспомнить про круговорот воды в природе. Придумать сюжет, раскрывающий круговорот воды. Подготовка персонажей, декораций. |
Май | Мультфильм по русской народной сказке «Репка» С использованием лего конструктора
| Покадровая съемка. Озвучивание, монтаж видео. Презентация |
2023-2024 учебный год | ||
Сентябрь-октябрь | Мультфильм по русской народной сказке «Колобок» С использованием лего конструктора | Обсуждение сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Сборка персонажей из лего конструктора по технологическим картам. |
Ноябрь-декабрь | Мультфильм по русской народной сказке «Зимовье зверей» С использованием лего конструктора | Обсуждение сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Сборка персонажей из лего конструктора по технологическим картам. |
Январь | Пластилиновая анимация. Мультфильм «Новогодняя ёлочка» | Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. |
Февраль | Мультфильм «Зимушка-зима» С использованием набора «Дары Фребеля» | Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. |
Март-апрель-май | «Придумай историю» (мультфильмы, придуманные детьми) | Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. |
Методическая литература:
Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.
Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм.
Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов
Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59Тимофеева Л.Л. «Мультфильмы руками детей»
Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С. 20 – 23
Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.
Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011
Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.
Смольникова К. Мультик своими руками. Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15. 04. 2011
Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 201
Используемая литература:
1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
2. Е.И. Гришина «Доброта с экрана», Н. Новгород, 2018.
4. Интернет- ресурс wikipedia.org 5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
8. «Педагогический словарь» - http://my-dict.ru/dic/pedagogicheskiy-slovar/2183365-iniciativa
9. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/643088/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....
План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
План по самообразованию: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...
Приложение к плану по самообразованию "Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Памятки, консультации, игры....
План по самообразованию: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...