План по самообразованию педагога "Мультипликация, как средство всестороннего развития детей старшего дощкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Горобец Марина Валерьевна

тема "Мультипликация, как средство всестороннего развития детей старшего дощкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multstudiya_.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №33 «ТЕРЕМОК»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Горобец М.В.

(Ф.И.О. педагога)

22года   высшая кв. категория

(стаж работы) (кв. категория)

ТЕМА: «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(название темы)

2022-2024

(учебный год)

Старшая, подготовительная

(возрастная групп)

 

                                                                       

г. Якутск

Пояснительная записка

        Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации, как вида современного искусства, заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.       

       Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

      Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.

      Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

      Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.

     Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение.  Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

      Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.

      В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Актуальность

      Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.   Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

      В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

     Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.      

Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетенции; обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов.

Задачи:

  • повысить собственный уровень путем изучения необходимой литературы;
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • организовать дополнительное образование (кружок) во внеурочной деятельности;
  • создать условия для обучения детей навыкам работы с различными техническими устройствами: ноутбук, фотоаппарат, звукозаписывающее устройство;
  • создать условия для развития креативности, нестандартного мышления, творческого подхода к поставленной задаче;
  • познакомить детей с основными видами мультипликации;
  • познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению героев мультфильмов, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов;
  • развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
  • развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

Формы работы с детьми:

  • беседы,
  • чтение и обсуждение,
  • наблюдение,
  • игры,
  • практическая деятельность (создание мультфильма)

Методы и приемы.

  • Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, иллюстраций к мультикационным произведениям.
  • Словесные методы: чтение и рассказывание сказок, заучивание наизусть текстов для озвучивания ролей, пересказ, беседы. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
  • Практические методы: изготовление атрибутов и героев к мультфильмам, инсценировки, дидактические упражнения.

Этапы работы над созданием мультфильма:

  1. Подготовительный этап. Разработка сценария, подбор оборудования и технологии съёмки, создание персонажей и декораций.
  2. Основной этап. Съёмка мультфильма:
  • раскадровка,
  • покадровая съёмка, звукозапись,
  • монтаж.
  1. Заключительный этап. Презентация мультфильма.

Планируемые результаты:

 На конец года дети могут знать и уметь:

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

-способы соединения деталей из бумаги и пластилина, конструктора Лего;

-особенности материалов техники анимационной деятельности;  

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-передавать движения фигур человека и животных;

-проявлять творчество в создании своей работы.

-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;

-имеет представления о причинно-следственных связях;

-знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.

Формы работы с

самообразование

педагогами

родителями

-подбор и изучение методической литературы;

-изучение материально-технического оснащения в мультстудии;

-знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ;

-разработка методических материалов для работы (конспекты занятий, дидактические игры);

-разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность;

-прохождение курсов повышение квалификации «Анимация»

- Мастер-класс для педагогов МБДОУ ЦРР Д/с №33 «Теремок» Тема: «Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом»

- участие в конкурсах по мультипликации.

Консультации для родителей:

- «Добрые мультики, которые помогают воспитывать»;

- «Роль мультипликации в обществе»;

- «Мультфильм, как средство воспитания дошкольников»;

- «Дети и мультфильмы»;

- Анкеты и опросники;

- Буклеты;

-Рекомендации родителям по формированию зрительских предпочтений дошкольников по ФОП.

Перспективное планирование кружка «Мультстудия»

для детей 5-7 лет

на 2022 – 2024 учебный год.

Месяц

Тема:

Содержание:

2022-2023 учебный год

Октябрь

Презентации на тему: «Что такое мультфильм?»

Знакомство с мультстудией; обсуждение известных детских мультфильмов;

обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка;

 Ноябрь

Шаг за шагом

Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона"

Декабрь

Персонаж - кто это?

Знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем);

Январь

Декорации. Построим волшебный мир.

Изучение способов изготовления декораций;

знакомство с различными материалами; изготовлений декораций по придуманному сюжету.

Февраль

Обратная сторона экрана

Знакомство детей с различными анимационными техниками;

-знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;

-просмотр мультфильмов, созданных другими детьми;

Март-апрель

Пластилиновая анимация. Мультфильм

«Времена года»

Вспомнить про круговорот воды в природе.

Придумать сюжет, раскрывающий

круговорот воды. Подготовка персонажей, декораций.

Май

Мультфильм по русской народной сказке

 «Репка»

С использованием лего конструктора

        

Покадровая съемка. Озвучивание, монтаж видео. Презентация

2023-2024 учебный год

Сентябрь-октябрь

Мультфильм по русской народной сказке

«Колобок»

С использованием лего конструктора

Обсуждение сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Сборка персонажей из лего конструктора по технологическим картам.

Ноябрь-декабрь  

Мультфильм по русской народной сказке

«Зимовье зверей»

С использованием лего конструктора

Обсуждение сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Сборка персонажей из лего конструктора по технологическим картам.

Январь

Пластилиновая анимация. Мультфильм

«Новогодняя ёлочка»

Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.

Февраль

Мультфильм

«Зимушка-зима»

С использованием набора «Дары Фребеля»

Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.

Март-апрель-май  

«Придумай историю»

(мультфильмы, придуманные детьми)

Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео.

Методическая литература:        

    Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.

    Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм.

    Велинский  Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов

    Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

    Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59Тимофеева Л.Л. «Мультфильмы руками детей»

    Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С. 20 – 23

    Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.

    Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011

    Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.

    Смольникова К. Мультик своими руками. Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15. 04. 2011

    Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28

    Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 201

 

 Используемая литература:

1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.

 2. Е.И. Гришина «Доброта с экрана», Н. Новгород, 2018.

4. Интернет- ресурс wikipedia.org 5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

8. «Педагогический словарь» - http://my-dict.ru/dic/pedagogicheskiy-slovar/2183365-iniciativa

9. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/643088/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...

Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...