проект "Лабораториум. Маленькие исследователи"
материал (средняя группа)

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_issledovateli.docx172.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»  

Карасукского района Новосибирской области

Познавательно-исследовательский проект в средней группе

 «Лабораториум. Маленькие исследователи»

https://storage.pruffme.com/user/a086bc0b3a2f465edc8cf42b54a1dc2f/photos/85bfec42ef6b94c29404387ba587349d.jpg

                                                                         Подготовили и провели воспитатели:

                                                                                              Шкляр Н.И.

                                                                                           Голубенко О.А.

                                                    Карасук 2021 г.

Пояснительная записка

     «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире  что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.  Оставляйте всегда что-то недосказанное,  чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.      

  Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д., что позволяет ему стать первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Тип проекта: информационно-познавательный, познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы,  родители  воспитанников.  

Актуальность темы:

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

   Одним  из  эффективных  приёмов  и  методов  в  работе  по  развитию познавательной   деятельности   дошкольников   является   детское экспериментирование.  Это  новый,  нетрадиционный  подход  в  образование дошкольников,  который  позволяет  широко  развивать  логическое  мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

   При формировании основ естественно -научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые  не  из  книг,  а  добытые  самостоятельно,  всегда  являются осознанными  и  более  прочными.

Проблема

Цель проекта:  Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта :

Для работы с детьми:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность и живой  интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Для работы с родителями:

1.Повысить компетентности по данной теме

2. Избрание нужных ориентиров в воспитании

3.Укрепить  детско-родительских отношений.

4. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

5. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога:

1. Выстроить стратегию руководства проектом, внедрить новые методы в работе с детьми и родителями 

2. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

3. Помогать детям, добывать знания.

Продукт проекта:

  • Пополнение исследовательского уголка в группе.
  • Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста.
  • Альбом «Водица-царица, а воздух –король»
  • Огород на окне.

Способы реализации проекта

     Разработка и проведение с детьми, родителями цикла занятий, мероприятий. Критерии реализации проекта: Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.

Предполагаемые риски

     Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями.Низкая заинтересованность  родителей  в реализации задач проекта. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Нехватка методических материалов

Планируемый результат:

1.Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;

2. Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе,воде,снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;

3. Познакомить с профессией учёный лаболатории;

4.развитие у детей наблюдательности;

5.принятие участия в продуктивной деятельности.

Формы реализации проекта:

формы работы детьми: 

- Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

- Проведение НОД в рамках проекта

- Проведение опытов (практических).

- Беседы, беседы с рассматриванием картин.

- Чтение художественной литературы.

- Сбор коллекций, оформление альбомов.

Формы работы с родителями:

-Индивидуальные беседы,

-рекомендации,

-анкетирование,

-наглядные информационные материалы,

-выполнение творческих заданий, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

 -у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.

- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

- 2 этап: Основной

Планирование деятельности  по проекту в группе № 7

Тема «Лабараториум. Маленькие исследователи»

Дата

Содержание работы

Цель

Материал и оборудование

Ответственные

16.01.23-20.01.23

- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, исходя из интересов детей,  

- создание условий, необходимых для реализации проекта,

- обогащение предметно-развивающей среды.

Создать условия для продуктивной работы с детьми и родителями.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

23.01.23-27.01.23

Вода (жидкая, окрашенная, мутная, запах, вкус, «тонет – не тонет»)

- рассматривание иллюстраций с водоёмами;

- чтение рассказа о бережном отношении к воде.

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический

ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Шкляр Н.И.

Работа с родителями:  Консультация "Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка"

Показать значимость поисково-исследовательской деятельности в развитии гармоничной личности ребёнка, вызвать живой интерес и желание сотрудничать.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

30.01.23-03.02.23

«Снег, лед» (замораживание воды; таяние снега)

- рассматривание льда и снега;

- сравнение льда и снега;

- чтение рассказов о снеге.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и

образуется вода. Установить

зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из                         сосульки, емкость.

Голубенко О.А.

06.02.23-10.02.23

«Расти, расти, росток»,

Растения «пьют» воду

-рассматривание картинок с циклами роста растений

Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

Голубенко О.А.

13.02.23-17.02.23

«У кого какие          детки» (семена растений)

-рассматривание семян;

-отгадывание загадок.

Выделить общее в строении семян. Побудить к

называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, изображения растений, коллекция семян.

Шкляр Н.И.

Робота с родителями.

Памятка «Экспериментирование в домашних условиях и их безопасность»

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами и мерах безопасности при их проведении.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

20.02.23-24.02.23

«Кому нужны деревья в лесу»

Д/И «С какого

дерева лист?»

Выявить некоторые особенности деревьев. Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,

камешки.

Карточки «Для чего нужны деревья в лесу?»

Голубенко О.А.

27.02.23-03.03.23

Рисование-эксперемент «Шубка белая          стала серая» (зайчик беленький стал серенький)

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха,

рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Шкляр Н.И.

Робота с родителями.

Папка-передвижка «Занимательные опыты на кухне»

Показать родителям, что несложные и зрелищные эксперименты легко устроить на любой кухне: для них не нужны специальные ингредиенты и оборудование из лаборатории.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

06.03.23-10.03.23

«Воздух невидимка», «Чем мы дышим», «Что легче: воздух или  вода?», «Как поймать воздух?», «буря  в стакане»

- игры с воздушными шарами.

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой,                                      другой с воздухом), алгоритм описания

свойств воздуха и воды, воздушные шары.

Шкляр Н.И.

13.03.23-17.03.23

Песок «Легко ли сыплется песок?» «Куда исчезла  вода?»

- рисуем на песке.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Определить, что песок впитывают воду.

Емкости с песком; емкости для  пересыпания; лупа, сито. Прозрачные емкости с сухим песком, мерные

стаканчики с водой.

Голубенко О.А.

Работа с родителями

Мастер-класс по экспериментированию

 «Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности»

Приобщение родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

20.03.23-24.03.23

Магнит «Почему  скрепка движется в воде ?»

«Полезные  магниты»

- проведение беседы, наблюдение.

Знакомство с магнитом и его свойствами. Учить

простейшему

экспериментированию с магнитом.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, стакан с водой, плотный картон.

Шкляр Н.И.

27.03.23-30.03.23

Эксперимент «Мыло-фокусник».

- игры с мыльными пузырями.

Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять

знание правил безопасности при работе с мылом.

Мыло туалетное,  разного цвета, формы, запаха, жидкое  и мыло,  алгоритм мытья рук, ёмкости с водой, цветные камешки, трубочки, мыльные пузыри

Голубенко О.А.

03.04.23-07.04.23

Поисково- исследовательская деятельность «Свет вокруг нас», «Солнечные  зайчики или блики на воде »

«Свет – тень»

 «Солнечный зайчик»,

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру,

назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением

источников света

(солнце, луна, звёзды,

месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света.

Шкляр Н.И.

10.04.23-14.04.23

Итоговое мероприятие:

Создание альбома «Водица-царица, а воздух-король!»

Обобщить полученные знания о свойствах воды и воздуха, их значении в  жизни природы и человка

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

Работа с родителями:

Создание фотовыставки

«Мой дом - Моя лаборатория!»

Активизировать совместную деятельность родителей и детей в домашних условиях.

Шкляр Н.И.

Голубенко О.А.

Заключение

    Занимаясь с дошкольниками познавательно-исследовательской деятельностью, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении

Список литературы:

  1. В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
  2. ПавловаЛ.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
  4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
  5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
  8. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  4. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
  5. Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года)

Интернет – ресурсы

  1. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
  2. http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
  3. http://www.maam.ru/ МААМ.ру
  4. http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
  5. http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.
  6. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-o-javlenijah-v-prirode-detjam.html -Сказки о явлениях в природе детям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лаборатория маленьких исследователей"

Педагогический проект дополнительного образования детей...

Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...

Проект мы маленькие исследователи

Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...

проект Энциклопедия маленького исследователя

Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»...

Проект "Мы - маленькие исследователи".

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....

Проект "Мы - маленькие исследователи"

Проект "Мы -  маленькие исследователи"...

Проект "Мы маленькие исследователи"

Развитие представления о свойстве веществ , явлениях окружающей действительности....