SMART - практика "Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка (подготовительная группа)

Завертайлова Татьяна Николаевна

Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyatnitsa.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»

Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности

Завертайлова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

Лесосибирск 2023

Описание успешной образовательной практики

для представления на Фестивале

  • Полное название ДОО, представляющей успешную практику.

(в соответствие с уставом)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад

№54 «Золушка» города Лесосибирска»

  • Номинация

  Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности

  • Тема заявленной образовательной практики.

  Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

  • Автор (коллектив авторов) представляющий успешную практику (ФИО, должность, квалификационная категория)

Завертайлова Татьяна Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория

  • Приоритетные (ключевые) образовательные результаты, заданные или достигнутые в представляемой практике

Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

В результате:

- у детей активизируется познавательная активность, поддерживается инициатива и развивается самостоятельность;

- у дошкольников формируются умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- дети стали более раскрепощенными, активными, самостоятельными. Теперь они могут легко составить план своего дня и прожить по нему, поэтому с удовольствием приходят в детский сад.

- использование данной технологии позволяет взрослым (педагогам) отдавать инициативу детям и находить новую роль взрослого не в качестве наблюдателя, а в качестве равного партнера в поиске новых знаний.

-   способности, которые дети приобрели в ходе работы по технологии, поможет  им в новой ступени образования.

  • Характеристика деятельности (за счет чего достигаются результаты, преобразования ОП: процесс, ресурсы, технологии…)

 Технология «Банк идей» основывается на идеях предложенных воспитанниками группы на  детском совете. В нашей группе сигналом для сбора детей на детский совет стал «волшебный колокольчик».   Собравшись в круг,  дошкольники рассказывают, что интересного произошло дома, на улице, то есть обмениваются новостями. При этом важно, чтобы  все ребята  высказали свои эмоции и чувства. Обмен новостями формирует у дошкольников умение слышать друг друга.

Педагог записывает идеи детей, а дошкольники   их зарисовывают схематично  на листочках бумаги.  Все детские предложения  оформляются  в один список.   Собранные материалы   размещаются в доступном месте для того, чтобы каждый  ребёнок понимал, что его идея   важна. Затем для  хранения вопросов (идей) дети предложили создать свой «Банк идей», в виде коробки с ячейками на каждого ребенка. В ячейках  коробки содержатся идеи детей, которые выполнены схематично.   Детских предложений  было много и для их реализации, нужно выбрать какое-то  одно, и воспитанники предложили назначить ответственного по выбору идей (вопросов) и  назвали эту  должность «Банкир».   Он  отвечал за выбор  самой  интересной  идеи. Воспитанники его в этом поддерживали.  

Ребята с удовольствием включаются в дело! Выполняя запланированные задания, они делают свои умозаключения и выводы. Например, вместе находят ответ на вопрос: «Как делают книжки?»,  «Из чего сделаны стулья?» В процессе совместной исследовательской деятельности дети пробуют найти ответ, самостоятельно или посоветовавшись с товарищами, родителями.  Увлекательное дело, если не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями. Воспитатель оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети. В случае, если воспитанники не находят ответ на вопрос, то  дома вместе с родителями  готовят небольшое сообщение по интересной идеи.  

Часто у дошкольников появляются такие вопросы или идеи, которые невозможно решить за короткий промежуток времени. В таком случае деятельность, перерастает в проектную и длится от недели – до двух-  трех недель. Такие проекты мы называли «Зеленой неделей».  

По итогам увлекательной зеленой недели, ребята совместно с взрослыми организуют выставки, размещают их в холле детского сада, тем самым показывают свое интересное дело и «заражают» своими идеями других детей.

Интересное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дошкольники обмениваются впечатлениями, делают выводы относительно исследования, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ    специальным значком (смайликами) это значит, что вопрос решен.  «Банк идей» группы регулярно пополняется новыми вопросами детей.

  •  Приложения (фото, грамоты, дипломы) (ссылки; эл. форме ZIP, RAR, в данной таблице или отдельным приложением после описания)
  • Если отдельным файлом, папкой, то опишите, что в приложении находится)

Презентация  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/11/19/prezentatsiya-po-tehnologii-bank-idey 

  • Экспертиза заявленной образовательной практики (имеется / не имеется)

Не имеется

Описание успешной образовательной практики

Актуальность. 

Современные образовательные технологи в практике педагогической работы – это обязательное условие, которое  развивает у дошкольников  инициативу и самостоятельность, а также   интеллектуальность, творчество. Образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» и раскрывать себя. Важно использовать инновационные  технологии, которые способствуют созданию благоприятной образовательной среды, формируют у дошкольников деятельностный подход к образовательному процессу, а также учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка и включают родителей в процесс развития. Одной из такой технологии – является «Банк идей».

Целью данной практики является создание условий для развития  у детей инициативы и самостоятельности через использование инновационной технологии «Банк идей».

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  • Побуждать детей к диалогу, слушать  и слышать   собеседников;
  •  Планировать свой день   и следовать ему;
  • Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей в образовательной деятельности;
  • Инициировать самостоятельный выбор воспитанников в разных видах деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной,  двигательной.
  • Пополнять  предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы и самостоятельности;
  • Сформировать у родителей представления о технологии «Банк идей»; привлечь их к совместной деятельности.

Технология «Банк идей» основывается на идеях предложенных воспитанниками группы на  детском совете. В нашей группе сигналом для сбора детей на детский совет стал «волшебный колокольчик».   Собравшись в круг,  дошкольники рассказывают, что интересного произошло дома, на улице, то есть обмениваются новостями. При этом важно, чтобы  все ребята  высказали свои эмоции и чувства. Обмен новостями формирует у дошкольников умение слышать друг друга.

Педагог записывает идеи детей, а дошкольники   их зарисовывают схематично  на листочках бумаги.  Все детские предложения  оформляются  в один список.   Собранные материалы   размещаются в доступном месте для того, чтобы каждый  ребёнок понимал, что его идея   важна. Затем для  хранения вопросов (идей) дети предложили создать свой «Банк идей», в виде коробки с ячейками на каждого ребенка. В ячейках  коробки содержатся идеи детей, которые выполнены схематично.   Детских предложений  было много и для их реализации, нужно выбрать какое-то  одно, и воспитанники предложили назначить ответственного по выбору идей (вопросов) и  назвали эту  должность «Банкир».   Он  отвечал за выбор  самой  интересной  идеи. Воспитанники его в этом поддерживали.  

Ребята с удовольствием включаются в дело! Выполняя запланированные задания, они делают свои умозаключения и выводы. Например, вместе находят ответ на вопрос: «Как делают книжки?»,  «Из чего сделаны стулья?» В процессе совместной исследовательской деятельности дети пробуют найти ответ, самостоятельно или посоветовавшись с товарищами, родителями.  Увлекательное дело, если не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями. Воспитатель оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети. В случае, если воспитанники не находят ответ на вопрос, то  дома вместе с родителями  готовят небольшое сообщение по интересной идеи.  

 Бывает, что у детей возникают такие вопросы или идеи, которые невозможно решить за короткий промежуток времени. В таком случае  деятельность, перерастает в проектную и длится от недели – до двух -  трех недель. Такие проекты мы называли «Зеленой неделей».  По итогам увлекательной зеленой неделей,  ребята совместно с взрослыми организуют выставки,  размещают  их в холле детского сада, тем самым показывают  свое интересное дело и «заражают» своими  идеями других детей.

Наблюдая за работой Банкира, воспитанники захотели тоже выполнять значимую работу по группе.    Дети нарисовали значки, придумали названия к ним: «Цветовод», «Горничный», «Банкир», «Мойдодыр», «Ответственный по игрушкам», «Дворецкий».  Затем предложили    создать  игровое  пособие «Деловые хлопоты»,  которое помогает дошкольникам самостоятельно распределять между собой трудовые обязанности. Каждый день на детском совете часть времени уделяли  на обсуждение и назначение ответственных по группе. Так же на  детском совете  у детей возникла идея составления плана на день. Сначала составляли один общий, а за тем каждый ребёнок зарисовывал свой собственный. «Деловые хлопоты» - это  один из приемов технологии «Банк идей»      

Важность в реализации технологии «Банк идей», является организации ППРС. Поэтому задача воспитателя, работая по данной технологии, пополнять  среду, что мы и делали.  На детские идеи оснащали все центры группу необходимым материалом.  Ребятам  с легкостью  находили  ответ на свой вопрос  в той среде, которая их окружала.   Таким образом, оснащённая  ППРС, помогает детям   самостоятельно или с помощью товарища отвечать на свои идеи.  

Интересное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дети обмениваются впечатлениями,  делают выводы относительно исследования, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ    специальным значком (смайликами),  это значит, что вопрос решен.

Убедилась в том, что данная технология позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них. В результате  проживания интересной идеи у детей формируются умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Использование данной технологии позволяет взрослым (педагогам) отдавать инициативу детям и выполнять новую роль взрослого не в качестве наблюдателя, а в качестве равного партнера в поиске новых знаний.

Таким образом, работая по   технологии «Банк идей»,  могу сделать вывод о том, что мои воспитанники:  

- могут легко составить план своего дня и следовать ему;

- проявляют инициативность, самостоятельность;

- ставят цель и достигают её;

- стали  общительными, любознательными, креативными.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы поддержки и направления детской инициативы

В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам...

Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

Консультация для воспитателей "Способы поддержки и направления детской инициативы"

Система работы  в  детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников  включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между со...

Способы поддержки и направления детской инициативы

Система работы  в  детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников  включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой. И ...

Способы развития детской инициативы и самостоятельной культуры практик

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать ...

Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности Тема: « В гостях у бабушки Маши»

Конспект образовательной деятельности с детьми  среднегодошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельностиТема: « В гостях у бабушки Маши»...

Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках

Что такое инициатива и самостоятельность?Под инициативой мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициатив...