Главные вкладки

    Способы поддержки и направления детской инициативы
    статья на тему

    Орлова Татьяна Ивановна

    В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sposoby_i_napravleniya_podderzhki_detskoy_initsiativy.docx19.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО

    В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

    Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

    Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

    Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

    Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

    Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

    Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

    2-3 года

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
    • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
    • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
    • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
    • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
    • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
    • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
    • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
    • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
    • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
    • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

    3-4 года

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

    • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
    • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
    • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
    • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
    • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
    • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
    • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
    • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
    • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
    • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
    • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

    4-5- лет

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
    • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
    • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
    • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
    • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
    • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
    • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
    • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
    • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
    • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

    5-6 лет

     Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
    • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
    • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
    • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
    • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
    • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
    • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

    6-8 лет

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
    • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
    • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
    • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
    • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
    • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
    • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
    • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
    • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как способ направления детской инициативы и самостоятельности»

    Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно прео...

    Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.

    В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

    Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

    Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

    Консультация для воспитателей "Способы поддержки и направления детской инициативы"

    Система работы  в  детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников  включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между со...

    Способы поддержки и направления детской инициативы

    Система работы  в  детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников  включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой. И ...

    Презентация "Способы и направления детской инициативы"

    В презентации представлен опыт в области поддержки детской инициативы и самостоятельности...