Экспериментальная (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка - дошкольника.Консультация для воспитателей 27.11.2022
консультация (младшая группа)

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

•Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
•Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
•Уточнить знания педагогов о создании и наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, создание и расширение уголков экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.pptx142.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа 460 Консультацию подготовила Иванушкина Ольга Анатольевна

Слайд 2

Экспериментальная (познавательно - исследовательская) деятельность в жизни ребенка - дошкольника Консультация для воспитателей 27.11.2022

Слайд 3

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнить знания педагогов о создании и наполняемости уголков экспериментальной деятельности. Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, создание и расширение уголков экспериментальной деятельности.

Слайд 4

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Слайд 5

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .

Слайд 6

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Слайд 7

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Слайд 8

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Слайд 9

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Слайд 10

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 11

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в дошкольном учреждении.

Слайд 12

Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности 1. Материалы , находящиеся в уголке распределяются по разделам : « Песок и вода » «Магниты» « Бумага » «Камни» « Резина »… 2.Расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Слайд 13

Оборудование Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

Слайд 14

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварель и т.д. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Слайд 15

Дополнительное оборудование Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Слайд 16

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

Слайд 17

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Слайд 18

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Слайд 19

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Слайд 20

Структура детского экспериментирования Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:

Слайд 21

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1 ) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Слайд 22

Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Слайд 23

Последовательность детского экспериментирования - Проблемная ситуация. - Целеполагание. - Выдвижение гипотез. - Проверка предположения. - Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) - Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось)

Слайд 24

Содержание уголков экспериментальной деятельности Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение ); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Слайд 25

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1 ) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п .) 2 ) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового ") 3 ) место для проведения опытов 4 ) место для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 26

Успехов в работе! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Как обуздать  энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...

Схема экспериментальной познавательно - исследовательской деятельности

схема приготовления "печенья" для птиц, для самостоятельной деятельности детей...

Конспект экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Сила магнитов"

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с понятием «магнит» и его свойствами.Развивать у детей умение приобрета...

Познавательно-исследовательская деятельность в жизни ребенка. "В науку маленькими шагами."

Исследовательская деятельность вызывает большой интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: "Как?" и "Почему?".........

Консультации для воспитателей «Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Консультации для воспитателей«Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника

Консультация для воспитателей "Экспериментальная (научно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника...

Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Консультация  для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...