Конспект интегрированного занятия по развитию функциональной грамотности в старшей группе "Мы в ответе за тех , кого приручили"
план-конспект занятия (старшая группа)

Надежда Викторовна Дмитриева

 

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания по отношению к животным

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить знания детей о лошади; учить делать обобщающие выводы; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

Развивающие:

Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость; развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение работать коллективно, составлять коллаж

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь., воспитывать умение работать коллективно



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

C:\Users\Рабочий\Downloads\Ushinskij Slepaya loshad.jpg

Мы в ответе за тех, кого приручили

(конспект интегрированного занятия по развитию функциональной грамотности в старшей группе)

Подготовила: воспитатель первой квалификационной

категории- Дмитриева Н.В.

Январь 2023 года

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания по отношению к животным

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить знания детей о лошади; учить делать обобщающие выводы; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

Развивающие:

Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость; развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение работать коллективно, составлять коллаж

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь., воспитывать умение работать коллективно


Оборудование: шкатулка, разрезные картинки лошади, книги, портрет К. Д. Ушинского, картинки для словарной работы; ватман с изображением лошадиной фермы, силуэты лошадок, нитки, двусторонний скотч; сердечки из цветной бумаги с пословицей « Друга ищи, а найдешь, береги»

Словарная работа: купец, узда, рогатина, три меры, хворать, хилеть, парча, вече, вечевой колокол

Предварительная работа: Чтение произведений К.Ушинского.

Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями).

Разучивание физ.минутки «Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок»

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя)

Наглядные (шкатулка, книги, портрет К.Д.Ушинского, использование картинок)

Практические (физ.минутка «Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок»).  

Ход ОД.

1.Вводная часть

1.Организационный момент

- Ребята, посмотрите, что у меня есть. Что это?

(Это волшебная шкатулка)

- Как в думаете, что в ней? (Ответы  детей)

- Послушайте загадку.

Белые  листы  у них,

Много чёрных букв.

Для людей они важны,

Знать ребята их должны.

Если буквы  будешь знать,

Сможешь это прочитать.

И услышать в тот же час,

увлекательный рассказ.

Ты  узнаешь сколько лет

Солнце нам дает свой свет.

Почему весной – цветы,

А зимой поля пусты.

Край родной узнаешь свой.

Мирный, сильный и большой.

Это – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам!

- Так что же это? (Книги)

(Достаю книгу из шкатулки.)

2.Основная часть

2.Выставка книг К.Д.Ушинского

- Вот и на нашей вставке, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги? (Это рассказы и сказки о животных)

- Кто автор этих книг? (К.Д. Ушинский)

- Ребята, посмотрите, это портрет Константина Дмитриевича Ушинского.

(Рассматривание портрета )

-К.Д. Ушинский – детский писатель. Он написал много рассказов и сказок для детей.

- Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?

(«Васька», «История одной яблоньки», «Кукушечка», «Четыре желания», «Трусливый Ваня», «Жалобы зайца» и др.)
-О ком эти произведения? (О животных)

- Молодцы.

- Я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры  яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая …(Лошадка).

- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).

3.Дидактическая игра «Чье это?». Разрезная картинка «Лошадка»

(Образование притяжательных прилагательных)

(Рассаживаемся по своим местам)

-Ребята, сейчас мы немного поиграем. Перед вами конверты с разрезной картинкой. Высыпаем содержимое конверта на стол.

-Найдем первую деталь. (Голова лошади)

- А это голова (чья?) – лошадиная голова. Повторяем хором.

-Показали вторую деталь. (Уши)

 - Уши (чьи?) -  лошадиные уши. Повторили хором. Поставили «уши» в нужное место

-Следующая часть- туловище.

- Туловище (чье?) – лошадиное туловище. Повторили хором. Соединяем с «головой»

-Хвост.

 - Хвост ( чей?) – лошадиный хвост. Повторили. Приложили хвост в нужное место

-Ноги.

 - Ноги (чьи?) – лошадиные ноги. Повторили. Приложили

-Последняя деталь. Это грива.

-Грива чья? – лошадиная грива. Повторили. Приложили.

-Вот мы и собрали с вами картинку лошади

-Какая лошадь? (быстроногая, грациозная, статная, красивая, работящая, усталая, загнанная, вороная, игривая, необъезженная, дикая, спортивная, запряженная, молодая, гривастая.

- Молодцы.

4.Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь».

- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку « Слепая лошадь».

( Чтение сказки).

6. Словарная работа.

- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

- А какие?

(Показ картинок с незнакомыми словами и объяснением их значений)

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Три меры  – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Хворать, хилеть – болеть.

Вече – народное собрание

Вечевой колокол - это особый колокол, удары которого созывали население города на вече(собрание)

- Теперь вам все слова понятны?

(Ответы детей).

- Вот как много новых слов мы  узнали.

_ А теперь мы отдохнем.

5. Физкультминутка.

Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

Я копытом постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег)

Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

Цок - цок – цок (кружатся на месте)

 Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

Дети садятся на стульчики.

6.Краткий пересказ сказки К. Ушинского « Слепая лощадь».

- Присаживайтесь поудобнее.

-Ребята, я вам хочу напомнить содержание сказки Ушинского «Слепая лошадь»

У богатого купца Уседома была красивая и быстрая верховая лошадь по кличке Догони-Ветер. Однажды мужчина возвращался домой через темный лес, и на него напали разбойники. Купца выручила лошадь, которая стрелой помчала домой, сбив их с ног. И тогда купец дал обещание никогда не продавать и до смерти содержать животное.

Однако лошадь стала болеть, а позже утратила зрение. Через некоторое время Уседом выставил ее за ворота своей усадьбы. Измученная голодная и слепая лошадь хотела найти себе еду и побежала на главную площадь, где зажевала колокольную веревку и начала звонить в колокол. Колокольный звук собрал много народа на площади. Когда люди увидели бедную лошадь купца, они вынудили его выполнить данное им обещание и даже приставили к нему надзирателя.

7.Беседа по содержанию.

-Как называется сказка? (Слепая лошадь)

- О ком эта сказка? (О слепой лошади)

- Кем был для Уседома Догони – Ветер? (Уседом был для Догони Ветер любимой лошадью, другом)

- Что однажды приключилось купцом? (На купца напали разбойники)

- Кто спас Уседома? (Уседома спас конь Догони Ветер)

- Что обещал хозяин своему коню? (Хозяин обещал своей лошади заботиться о ней до смерти и давать по три меры овса каждый день)

- Сдержал купец свое слово?( Купец свое слово не сдержал, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой. )

- Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? (Работник напоил коня раньше времени холодной водой, лошадь заболела и ослепла)

- Как чувствовал себя Догони-Ветер? ( Догони Ветер чувствовал себя очень одиноко)

- Как вы  понимаете слово «одиночество»?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

- Чем закончилась сказка? ( Лошадь пришла на площадь, позвонила в вечевой колокол, сбежался народ и вынудил купца выполнить данное им обещание )

- Чему же научила вас эта сказка? (Быть добрыми, держать свое слово, заботиться о своих любимых животных)

8.Самостоятельная деятельность детей. Составление коллажа «Лошадиная ферма».

- Ребята, подойдем все вместе к столу. Здесь лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых с пышной гривой. Работать будем с  нитками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в большой загон для лошадей, который мы подготовили заранее и в нем всегда найдется достойный корм для всех лошадей.

-Вот какая  у нас получилась «Лошадиная ферма».

III Заключительная часть
9. Рефлексия

- С произведением какого автора мы  сегодня познакомились? (Мы познакомились с произведением К.Д Ушинского )

- Как называется сказка? (Сказка называется «Слепая лошадь»)

- Чему учит нас эта сказка? ( Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим».)

- Ребята, пока вы  работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»

- Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "В гостях у сказки"

В данном конспекте использованы элементы технологии сказкотерапии. Игровая и познавательная мотивация сплетаются воедино, что обуславливает высокую речевую и познавательную активность детей....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей й группы "Волшебная осень"

Цель: 1.Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»;закрепить названия осенних месяцев; закрепить порядковый счет от 1 до 10....

«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы

laquo;Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старше – подготовительной группы на тему «Мой дом»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьмистарше – подготовительной группына тему «Мой дом»...

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей в старшей группе. «Необычное путешествие красок».

Авторская разработка, способствующая развитию творческого воображения, фантазии, эстетического мировосприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "Зимушка - зима"

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях....

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в старшей группе "Вода"

Развитие связной речи, лексико -грамматический категорий активация словаря....