Выступление на педагогическом совете по теме: «Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
материал

Жукова Людмила Владимировна

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

 

Цель: повышение уровня знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

 

  1. Актуальность проблемы

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.

А именно:

  • Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
  • Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
  • Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
  • Знать методические основы развития у детей математических представлений;
  • Постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

  1. ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Подготовка к успешному обучению в школе.

Принципы обучения математике

  • Наглядность
  • Систематичность и последовательность
  • Повторяемость
  • Научность
  • Доступность
  • Связь с жизнью
  • Развивающее обучение
  • Индивидуальный и дифференцированный подход

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

  • Словесный
  • Наглядный
  • Слуховой
  • Практический
  • Игровой

Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;
  • грамотная;
  • доступная;
  • четкая;
  • достаточно громкая;
  • приветливая;
  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;
  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
  • с нужными математическими терминами;
  • достаточно громкая…

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • давать детям время на обдумывание…

От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).

— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные…

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

— Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям, – каким?

  • Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным
  • Быть в достаточном количестве.
  • Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
  • И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.

Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

  • Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
  • Инструкция, установка (используется при подготовке к самостоятельной работе).
  • Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
  • Вопросы к детям.
  • Словесные отчеты детей.
  • Предметно-практические и умственные действия.
  • Самостоятельная работа детей
  • Контроль и оценка.

Средства ФЭМП

  1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
  2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал и др.).
  3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

Разделы по ФЭМП каждой возрастной группы

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Это были простые вопросы – перейдем к сложным:

«Шуточные вопросы»

  • Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)
  • Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
  • Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
  • Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  • У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
  • Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)

Задание «Педагогические ситуации»

1) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно выполнили задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

  • Что неправильно сделал педагог?
  • Предложите правильное поведение педагога.

2) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: «Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: «Много».

Воспитатель дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: «Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя.

  • Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
  • Какие ошибки были допущены воспитателем?
  • Как нужно правильно организовать это занятие?

Задание «Знатоки»

Определите возрастную группу и раздел.

  1. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (младшая группа, величина и количество)
  2. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) (подготовительная группа, количество и счет)
  3. Познакомить с понятиями один – много (2 гр. раннего возраста, количество)
  4. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником (средняя группа, форма)
  5. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание (младшая группа, форма)
  6. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником (старшая группа, форма)
  7. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (средняя группа, количество и счет)
  8. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве (подготовительная группа, ориентировка в пространстве)
  9. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа (подготовительная группа, ориентировка во времени)

Заключительное слово

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

- поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое;

- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

- сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это ис...

Выступление на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических зна...

выступление на педсовете "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников".

формирование математических навыков у детей дошкольного возраста довольно высока, потому как для многих она требует большой настойчивости, внимания, потому как представляет собой основу для дальнейшег...