Система коммуникативных игр для детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Перспективный план по коммуникативным играм в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_kommun._igr.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по коммуникативным играм в подготовительной к школе группе.

Месяц

Классификация

Название

Задачи

Ход игры

Включение игры в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра для гиперактивных детей

«Карусель, карусель».

«Зеркало наоборот»

«Что мы делаем, не скажем»

«Хлопки»

Развитие креативности детей.

Научить видеть сверстника, работать в паре.

Научить договариваться.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции, эмоциональная зарядка.

Дети образуют два круга – внутренний и внешний. Число детей в обоих кругах должно быть одинаково. Дети берутся за руки и начинают двигаться в противоположных направлениях. По сигналу ведущего дети останавливаются.  Каждый ребёнок из внешнего круга находит себе пару (рядом стоящего ребёнка) из внутреннего круга. Ведущий подаёт команду – приветствие: «Здравствуйте, ладошки!», и дети приветствуют друг друга ладонями, причём дотрагиваться до ладоней партнёра не обязательно. Ведущий снова подаёт сигнал, и дети продолжают движение.

Приветствия могут быть такими: «Здравствуйте, плечики!», «Здравствуйте, пяточки!», «Здравствуйте, коленки!», «Здравствуйте, плечики!» и т.д.

Дети делятся на пары: один – «зеркало», второй – играющий. Играющий показывает «зеркалу» различные движения, а «зеркало» повторяет их с точностью наоборот. Например: если играющий поднял руки, то зеркало опускает. Затем дети меняются ролями.

Вся группа делится на команды по 4-6 человек. Каждой команде воспитатель  шепотом дает задание – разыграть сценку, которую потом надо показать всей группе. Дети в команде договариваются, кто какое движение будет показывать. Затем все по очереди представляют свои сценки. Остальные дети угадывают, что им показали.

Темы для инсценировки: накрываем на стол, сажаем цветы, убираем игрушки и т.д.

Участники сидят в кругу и хлопают в ладоши в заданном темпе один за другим (по ходу часовой стрелки). По команде ведущего: «Хоп!» хлопки должны пойти в другую сторону. Главное – не сбиться с темпа в момент перехода, суметь сориентироваться, кто из детей должен сделать следующий хлопок.

Утром в совместной деятельности, подвижная игра на прогулке, на физкультурном занятии.

Как физкультминутка на занятии при работе в парах,  в режимных моментах.

Утром и вечером в совместной деятельности.

октябрь

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра на управление гневом.

«Я сегодня вот такой….»

«На кого я похож»

«Клубочек»

«Понарошку»

Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и не вербально.

Научить выделять индивидуальные особенности сверстников  по их поведению и характеру общения.

Развития внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона

Развитие сплоченности группы, снижения уровня эмоционального напряжения.

Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Я сегодня вот такой!» - и показывает не вербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Алеша! Вот сегодня ты такой» при этом как можно точнее копируют его жесты. Игра продолжается, пока все дети не примут в ней участие. В заключении все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, все!»

Одного из участников сажают в центр круга. Все дети отвечают на вопросы воспитателя, имея в виду игрока в круге: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?» и т.д. (Следить за доброжелательностью высказываний).

Дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке.

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу,

Про детишек всех красивых наших.

Затем передает клубочек, сидящему ребенку и предлагает ему рассказать о себе: например, какое у него настроение, как зовут его родителей и т.д.

 Взрослый просит детей ходить по комнате так, как будто они:

  •  очень-очень устали;
  •  очень-очень веселые;
  •  несут тяжелый чемодан;
  •  опаздывают в детский сад;
  •  пошел сильный град;
  •  находятся в состоянии невесомости и т. д.

Утром в режимных моментах.

Утром и вечером в режимных моментах, на занятиях по коммуникации.

Желательно, чтобы вид деятельности, предлагаемый взрослым, соответствовал темпу и настрою на следующее занятие (сон, интеллектуальное задание, эстафета и т. д.).

Консультация – практикум «Шустрики и скромники»

ноябрь

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра для гиперактивных детей

«Приветствие»

«Синхронный танец»

«Угадай-ка»

«Занимательная математика»

Развитие навыков сотрудничества, выражение эмоционального состояния, саморегуляции, хорошая  подготовка к выполнению учебного задания.

Дать возможность пассивным детям проявить активность, учить согласовывать свои действия с другим ребенком.

Научить сосредотачиваться на слуховой информации.

Развитие координации движений, умения действовать в команде, выполнять инструкцию взрослого.

Дети ходят по комнате  и молча, не произнося ни слова, здороваются друг с другом за руку. Но форма приветствия время от времени меняется.  Каждые 30-40 секунд ведущий говорит, как именно надо приветствовать друг друга:

  • как друга, которого очень давно не видел;
  • как важного – преважного человека;
  • как чемпиона мира;
  • как учителя в школе;
  • как свою маму;
  • как любимую бабушку.          

       

Дети стоят врассыпную, воспитатель – впереди. Под неторопливую, спокойную музыку воспитатель выполняет плавные танцевальные движения, дети повторяют за ним. Танец заканчивается, выбирается ведущий среди детей.      

Дети сидят на стульях. Ведущий задумывает какое-либо слово. Остальные пытаются угадать, задавая вопросы. Обязательно задавать вопросы так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».    

Дети стоят в кругу. Ведущий просит их построиться, образовав:

  • геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат, трапецию, прямоугольник);
  • цифру;
  • букву.

На музыкальном занятии, вечером в режимных моментах.

На занятиях, в режимных моментах.

На занятиях по ФЭМП, грамоте, в совместной деятельности.

Анкета для родителей «Сказкотерапия как средство развития эмоционально — волевой сферы детей дошкольного возраста».

декабрь

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра для  управления гневом.

«Встаньте, дети, встаньте в круг!»

«На что похоже мое настроение?»

«Спрятанное слово»

«Танцующие птицы»

Настраивание детей на активную работу в течение дня, создание творческой атмосферы.

Научить проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.

Научить сосредотачиваться на слуховой информации.

Учить детей расслаблять мышцы верхней части тела.

Звучит первый куплет веселой песни. Дети двигаются в ритме музыки в любом направлении, приветствуя друг друга не вербально (улыбка, взмах руки, поклон). Как только закончится первый куплет, взрослый выключает музыку и считает до трех. В это время дети должны образовать несколько маленьких кругов, взяться за руки и после счета «три» поднять руки вверх и сказать: «Здравствуйте!» - или другую фразу (взрослый заранее говорит ее детям). Кто не успеет встать в круг, выбывает из игры. Игра продолжается дальше. По окончании последнего куплета дети образуют один большой круг, в  который встают все дети и здороваются.

Дети сидят на стульях. У воспитателя  в руках цветок. Он, передавая цветок первому ребенку, задает вопрос: «На что похоже твое настроение?».

Варианты вопросов: «Какого цвета твое настроение?», «На какое животное оно похоже?», «На какое растение?», «На какую игрушку?».

Из числа  детей выбирается водящий. Он выходит за дверь. Остальные участники загадывают слово (например, ворона). Далее участники делятся на такое количество  групп, сколько слогов в слове. Когда водящий заходит, группы  одновременно начинают петь свой слог на мотив какой-нибудь детской песни. (Например: первая группа – «во-во-во», вторая – «ро-ро-ро», третья – «на-на-на»).

Дети сидят на полу или на стульях на расстоянии двух вытянутых рук друг от друга. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать птиц, которые танцуют всегда, когда слышат музыку, а когда музыки нет, они сразу же засыпают. Танец птиц очень необычный, они сидят на скале и размахивают крыльями». (Взрослый демонстрирует, как танцуют птицы, при этом движения могут быть любыми, но руки должны обязательно двигаться от плеча, как крылья, а сами движения — быть плавными и свободными.) Затем взрослый включает медленную и спокойную музыку, и птицы танцуют. Через несколько секунд взрослый выключает музыку и тихим голосом говорит: «Птицы устали и уснули». Дети опускают руки на колени, наклоняют корпус вперед, опускают голову и закрывают глаза. После того как все дети расслабят мышцы верхней части тела, взрослый снова включает музыку. Игра повторяется несколько раз.

В совместной деятельности утром, вечером. Также можно использовать  на занятии.

На занятии по развитию речи, вечером в режимных моментах, как игра с подгруппой детей.

На занятиях по грамоте, на музыкальном, в режимных моментах вечером.

январь

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе.

Игра на сплочение детского коллектива.

                                                         

«Привет! Как твои дела?»

«Мое любимое животное»

«Разговор на незнакомом языке»

Сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, мобилизация внимания детей.

Развитие внимания друг к другу, умения с помощью пантомимы передавать задуманный образ.

Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего.

Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?». Главное правило игры: здороваясь с кем-либо, руку можно освободить только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное.  Можно изображать животное, разделившись на пары или группы.

Дети сидят на стульях. Выбирается ведущий, которому дети  будут задавать различные вопросы. Например: «Ты сегодня завтракал?», «У тебя есть книжки дома?», «Хочешь со мной поиграть?».

Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.п.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребенок мог его понять.

Утром или вечером, используя фразы: «Спасибо! С тобой интересно было играть» или «До свидания. Буду ждать тебя завтра».

На занятиях по развитию речи, в совместной деятельности.

Родительское собрание «Что за прелесть эти сказки!»

февраль

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра на управление гневом

«Здравствуйте!»

«Найди пару»

«Заколдованная тропинка»

«Спина к спине»

Развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека.

Научить передавать информацию с помощью мимики.

Научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

 Получить возможность почувствовать то же, что и их партнер.

Взрослый говорит детям: «Рассчитайтесь, пожалуйста, на 1-2-3». Ведущий просит всех, кому выпал первый номер соединить руки за головой (на шее), все вторые номера ставят руки на талию, а третьи прикасаются к собственным коленкам. Инструкция: «Сейчас все участники будут ходить по комнате  и приветствовать друг друга только локотками. При этом надо говорить окружающим добрые приветственные слова.

С кем было удобнее здороваться?

Что было труднее всего?

Дети сидят по кругу.  Воспитатель говорит: «Сейчас нам каждому найти себе пару. Каждый будет искать ее так, чтобы другим не было видно. Можно встретиться глазами, улыбнуться, подмигнуть, чтобы другой участник понял, что вы хотите составить с ним пару» Затем воспитатель считает до пяти, и дети подбегают к своим партнерам и становятся в пары.

Один из детей  - ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути,  превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Разбиться  на пары и встать спина к спине. Смогут  ли дети  медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь смогут  ли  точно также встать? Постараться  определить, с какой силой  нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

— С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

— Что было самым трудным в этом упражнении?

В совместной деятельности утром, на занятиях по социализации.

Вечером в совместной деятельности

март

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра для управления гневом

«Привет, bonjour, hello…»

«Построй букву своего настроения»

«Разговор через стекло»

«Прогони Бабу – ягу»

Создание доброжелательной атмосферы в начале дня, пополнение словарного запаса детей приветствиями разных народов.

Создание эмоционально положительного фона, развитие внимания друг к другу, умения работать сообща.

Научить использовать мимику и жесты в общении.

Помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.

По команде взрослого дети начинают ходить по комнате и приветствовать друг друга на разных языках («Привет», «Hello», «Good morning», «Guten Tag», «» и т.д.) Затем дети садятся на стулья в круг, где проводится обсуждение. Взрослый спрашивает, на каких языках детям удалось поздороваться. Взрослый может дать на дом задание спросить у родителей приветствия разных народов.

Дети сидят на стульях.  Воспитатель предлагает из комплекта карточек найти букву, с которой пишется их  имя. Затем воспитатель предлагает одному ребенку изобразить свою букву с помощью товарищей. Ребенок набирает команду, и они выстраиваются в форме буквы.

Дети делятся на группы. Ведущий дает задание: «Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что нужно купить. Попробуйте,  с  помощью  жестов  договорится о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ни чего не слышно».

Игру  начинать стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают.

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

Утром в режимных моментах.

На занятиях по развитию речи, на физкультурном занятии. Вечером в совместной деятельности.

Видео показ игр для управления гневом на сайте группы.

апрель

Игра-приветствие для хорошего настроения.

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

«Приветствуем своих»

«Кого укусил комарик»

«Кто лучше слышит»

Создание творческой атмосферы в начале дня.

Научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние партнеров по игре.

Научить работать сообща, сосредотачиваться на слуховой информации.

Каждый из участников получает записку, в которой написано только одно слово: «европеец», «японец» или «африканец». Никто не должен говорить,  какое слово у него написано. Далее ведущий объясняет, что во время приветствия «европейцы» пожимают друг другу руку, «японцы»  кланяются, а «африканцы» прикасаются друг к другу пятками. Цель участников игры – найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Воспитатель проходит за кругом, гладя детей ладошкой по спинам, а одного ребенка легко щиплет – это укус комарика. Ребенок, которого ущипнули, должен напрячь спину и плечи. Все дети внимательно смотрят друг на друга, их задача -  догадаться, кого укусил комарик.

Дети делятся на две команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки: шуршат бумагой. Стучат карандашом по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик, кто-то произносит: «Ау» и т.п. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые услышали. Затем команды меняются местами.

В совместной деятельности в течение дня.

На занятиях по ФЭМП, в режимных моментах вечером.

май

Игра на развитие уверенности в себе

Игра на сплочение детского коллектива.

Игра для гиперактивных детей

«Чем мы гордимся»

«Страна лягушат»

«Координация движений»

Научить слушать друг друга.

Научить общаться без слов.

Развитие координированности движений

Дети встают в круг. Воспитатель  бросает мяч участнику и задает вопрос, например: «Чем родители должны гордиться в детях?».  Игрок, поймавший мяч, отвечает и передает мяч следующему по кругу, который повторяет сказанное и добавляет свой ответ. Последний участник повторяет все сказанное и возвращает мяч воспитателю.

(«Чем вы гордитесь в родителях?», «Чем вы можете гордиться в друзьях?», «Чем вы можете гордиться в себе?»)

Ведущий говорит: «На полянке в лесу протекает ручеек, и там живут удивительно дружелюбные и вежливые лягушата. Они не умеют разговаривать, но общаются с помощью жестов.

При встрече здороваются ладошками.

Когда узнать, как дела, прикасаются к плечу.

Отвечают – с помощью мимики и жестов.

Давайте и мы превратимся в лягушат, и «поговорим» на их языке.

Участники стоят или сидят в кругу. Каждый из них выполняет  задание:

Сначала правой рукой быстро похлопывает себя по животу, а левой медленно гладит затылок.

Потом левой рукой похлопывает себя по животу, а правой гладит по затылку.

В совместной деятельности, на занятии по развитию речи.

В режимных моментах вечером, на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-адаптационного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта

Работа представляет собой нечто среднее между программой и перспективным планированием. Кроме практических рекомендаций по организации коррекционных мероприятий в группе для детей с тяжёлыми и глубоки...

Система работы по адаптации детей дошкольного возраста к специализированному детскому саду

Создание  благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению. Цель работы заключается в значительном сокращении с...

Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"

Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Нетрадиционная система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

в статье описана система  работы по решению проблем у детей дошкольного возраста по  коммуникативному развитию....

Игровые коммуникативные технологии. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста.

Игровые коммуникативные технологии.  Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...