Нетрадиционная система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

в статье описана система  работы по решению проблем у детей дошкольного возраста по  коммуникативному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

 Клопова Елена Христфоровна

воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/c №201 «Волшебница»

г. Тольятти

Аннотация: в статье описана система  работы по решению проблем у детей дошкольного возраста по  коммуникативному развитию.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, старший дошкольный возраст, коммуникативные навыки.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития ребенка, приобретения первоначального социального опыта. Это обусловлено развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребенка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность, потребность во взаимодействии с окружающими. Особое место занимает речевое развитие. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать партнера по совместной деятельности.

Создание детской газеты, букваря – непрерывный процесс познания ребенком окружающей действительности, осмысления на определенном уровне явлений и фактов, обретения новых знаний. В процессе создания детской газеты, букваря естественное развитие детского познавательного интереса приобретает педагогическую организованность и направленность в виде формирующихся умений классификации и анализа фактов, развития внимания, наблюдательности, связной речи, графомоторных навыков и навыков чтения.

Средства журналистики являются дидактическими средствами, а детская газета, букварь – своеобразным синтезом коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности с увлекательной игрой и другими видами детской деятельности. 

Цель работы нашего детского сада по программе «Юные журналисты» – создание необходимых условий для личностного развития дошкольников, их духовно-нравственного воспитания, формирования коммуникативной компетентности; удовлетворение потребностей дошкольников в интеллектуальном развитии, подготовка к обучению грамоте, овладение навыками послогового и слитного чтения.

Задачи программы представлены тремя группами и определяют структуру программы, в которой выделены следующие разделы:

«Коммуникатор» (формирование навыков сотрудничества, развитие диалогической речи);

«Обозреватель» (развитие связной монологической речи);

«Редактор» (подготовка к обучению грамоте).

        Задачи разделов решаются в процессе заседаний клуба комплексно с учетом принципов, сочетающих традиционные принципы развития речи дошкольников и оригинальные логопедические принципы обучения грамоте.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в дошкольном возрасте – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса овладения родном языком.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомиться и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком. Принцип индивидуальности. Развития коммуникативной деятельности и подготовка к обучению грамоте предполагает развитие способностей на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. Принцип доступности. Развития коммуникативной деятельности и подготовка к обучению грамоте происходит в игровой форме. Занятия по программе осуществляются в форме клубной деятельности – заседаний клуба юных журналистов. В роли журналистов дошкольники включаются в игры по овладению общением, сотрудничеством; с помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям в клубе и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс развития коммуникативной деятельности и подготовки к обучению грамоте.

Диалогический принцип организации деятельности. Цель деятельности клуба юных журналистов – актуализация потенциала каждого ребенка.      

Таким образом, организация деятельности на принципах взаимодействия и диалога, обеспечивает достижение образовательных задач в атмосфере сотрудничества и открытости, оказывая необходимую помощь при подготовке газетных заметок и других жанров, что в свою очередь ведет к формированию коммуникативных навыков дошкольников через общение со сверстниками, родителями, воспитателями группы.

Список литературы:

  1. Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв [Текст] : Учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. – М. : Астрель, 2013. – 95 с.: ил. – «Планет знаний. Предшкольная пора).
  2. Бортникова, Е.Ф. СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ (для детей 5-6 лет). Тетрадь [Текст] / Е.Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО «Литуропт», 2012. – 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Презентация на тему "Нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста"

В данной презентации показаны нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков, которую мы проводим в нашем МАДОУ...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре....

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....