Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
статья (младшая группа) на тему

Шеина Валентина Анатольевна

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki_v_rezhime_dnya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы  по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому  работа с ребенком раннего возраста направлена на коммуникативно-речевое развитие детей.

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • целенаправленное формирование речи;
  • повышение уровня речевого развития;
  • стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со  взрослыми и сверстниками;
  • подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Содержанием речевой деятельности в раннем возрасте выступают потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве с взрослым.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Кате снять курточку»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»).

В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Анализируя литературу, я пришла к выводу о том, что рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

 Мной были апробированы следующие методы и приемы развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в различные режимные моменты, которые отражены в таблице №1:

Таблица№1

Режимный момент

Методы и приемы

Прием

Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

 (проводим ежедневно в утренние часы.

 Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным  сопровождением.

Упражнения и дидактические игры:

  • нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки , молнии , пуговицы ;
  • заводить механические игрушки ;
  • игры с водой с песком , с различными крупами ;
  • игры с мозаикой ,кубиками , вкладышами ; рисование , восковыми  мелками ,карандашами , разминать пальцами пластилин .

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Умывание

Параллельный разговор : мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождалось репликами, отражающими:
– процесс: «Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;
 – называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
– указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки! Хорошо!».

Чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: 

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,                                                                                         Мыли, мыли, мыли, мыли -                                                                       Бело-набело отмыли.

Прием пищи

Разговор с самим собой: когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку на столе. В чашке молоко. Ребятки пьют молоко».

Совместные игры

Бытовые и игровые ситуации; отобразительные  игры: дом, больница, магазин, автобус. В этих играх дети получают  словесное поощрение и поддержку , например, в игровой ситуации  «Уложим куклу спать» , я говорю  «Как замечательно ты качаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: « Качаем зайку» .

Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Одевание

Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются.

Чтение художественного слова:

И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку» «Вот они – сапожки».

Прогулка

Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.).

Вечерний отрезок времени

Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «….  Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано.

Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними

В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы  старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Во всех режимных моментах         мы пользуемся таким приемом, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее«демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывания ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз.

И это приносит свои положительные результаты, к концу года, проводя диагностику в соответствии с картами нервно-психического развития  в развитии активной речи дети  легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.  Можно отметить, что  дети  играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Перечисленные тактики и методики учитывают особенности раннего возраста и содержат набор стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют репертуар средств по развитию речи малышей от непроизвольных вокализаций до коммуникативных умений.

 Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам.

Литература:

1.Арушанова  А.Г.   Речь  и  речевое   общение  детей.   М.,  Мозаика-Синтез, 2000    

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

3.Павлова    Л.Н. Раннее    детство:    развитие    речи    и    мышления. М., Мозаика-Синтез, 2000

4. Л.Н. Павлова  «Раннее детство: развитие речи и мышления» (1 –3 года)». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

5.Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова  «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

6.Л.Н. Павлова « Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1986.

7.Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

8.Г.М.  Лямина « Воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1981.

9.В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». Москва.  «Мипкро». 2000.

10.Д.В.№4-2009 Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

11.Д.В. №2-2009г., стр.22:  Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»