Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
статья (младшая группа) на тему

Шеина Валентина Анатольевна

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki_v_rezhime_dnya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы  по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому  работа с ребенком раннего возраста направлена на коммуникативно-речевое развитие детей.

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • целенаправленное формирование речи;
  • повышение уровня речевого развития;
  • стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со  взрослыми и сверстниками;
  • подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Содержанием речевой деятельности в раннем возрасте выступают потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве с взрослым.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Кате снять курточку»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»).

В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Анализируя литературу, я пришла к выводу о том, что рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

 Мной были апробированы следующие методы и приемы развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в различные режимные моменты, которые отражены в таблице №1:

Таблица№1

Режимный момент

Методы и приемы

Прием

Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

 (проводим ежедневно в утренние часы.

 Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным  сопровождением.

Упражнения и дидактические игры:

  • нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки , молнии , пуговицы ;
  • заводить механические игрушки ;
  • игры с водой с песком , с различными крупами ;
  • игры с мозаикой ,кубиками , вкладышами ; рисование , восковыми  мелками ,карандашами , разминать пальцами пластилин .

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Умывание

Параллельный разговор : мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождалось репликами, отражающими:
– процесс: «Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;
 – называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
– указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки! Хорошо!».

Чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: 

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,                                                                                         Мыли, мыли, мыли, мыли -                                                                       Бело-набело отмыли.

Прием пищи

Разговор с самим собой: когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку на столе. В чашке молоко. Ребятки пьют молоко».

Совместные игры

Бытовые и игровые ситуации; отобразительные  игры: дом, больница, магазин, автобус. В этих играх дети получают  словесное поощрение и поддержку , например, в игровой ситуации  «Уложим куклу спать» , я говорю  «Как замечательно ты качаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: « Качаем зайку» .

Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Одевание

Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются.

Чтение художественного слова:

И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку» «Вот они – сапожки».

Прогулка

Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.).

Вечерний отрезок времени

Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «….  Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано.

Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними

В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы  старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Во всех режимных моментах         мы пользуемся таким приемом, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее«демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывания ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз.

И это приносит свои положительные результаты, к концу года, проводя диагностику в соответствии с картами нервно-психического развития  в развитии активной речи дети  легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.  Можно отметить, что  дети  играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Перечисленные тактики и методики учитывают особенности раннего возраста и содержат набор стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют репертуар средств по развитию речи малышей от непроизвольных вокализаций до коммуникативных умений.

 Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам.

Литература:

1.Арушанова  А.Г.   Речь  и  речевое   общение  детей.   М.,  Мозаика-Синтез, 2000    

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

3.Павлова    Л.Н. Раннее    детство:    развитие    речи    и    мышления. М., Мозаика-Синтез, 2000

4. Л.Н. Павлова  «Раннее детство: развитие речи и мышления» (1 –3 года)». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

5.Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова  «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

6.Л.Н. Павлова « Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1986.

7.Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

8.Г.М.  Лямина « Воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1981.

9.В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». Москва.  «Мипкро». 2000.

10.Д.В.№4-2009 Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

11.Д.В. №2-2009г., стр.22:  Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста                                ...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

В раннем возрасте ребенок овладевает речью,общением, культурой человеческого общения....

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста "В гости к сказке"

Методическая разработка содержит подробную технологическую карту НОД для проведения открытого мероприятия в ДОУ с детьми раннего возраста....

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр

Проблема развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста актуальна, так как от этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудн...