Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Белова Нина Олеговна

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста

                                      «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры:Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

                               «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

 Ход игры: Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите,  какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки,  как он красиво движется и т.п.» Детям  необходимо догадаться,  какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

                               «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

 

                                       

 

 

«Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

«Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры:Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

«Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

 Ход игры:Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

«Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

 Ход игры: Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Ход игры: Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Подарки»

Цель: формирование потребности в общении, становление субъективного эмоционального отношения к сверстнику.

Содержание: Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Давайте будем понарошку дарить подарки». Затем подзывает к себе одного ребенка, в центр, затем все произносят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Перечислять игрушки надо медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж». Если самолет – Изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р». Пусть ребенок выберет себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок. Примечание: Естественно, что подарки можно разнообразить – например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и др., которые легко изобразить в движениях. Для этого надо заранее сочинить стишки про эти игрушки.                                    

Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Содержание: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.

 

Игра «Зеркало»

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т.д.).

Содержание: 1 этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно. 2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».

Игра «Прятки с платочками»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Содержание: Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.)и просит отгадать кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей). После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!»

 

 

 

Игра «Мы сидим»

Цель: формировать потребность в общении, способствовать становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику.

Содержание: Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?» Затем можно пропеть (проговорить) какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей). Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…» Игра «Мы сидим, мы сидим…»

Игра «В гости к нам пришел»

Цель: учить находить сверстников в группе, называть их имена, формировать умение устанавливать контакт с детьми.

Содержание: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (мишка, кукла). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Саша с нами». Дети повторяют (по возможности). Примечание: Содержание игры может варьироваться. Например, «Покажи, кого назову». Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где у нас Света? (Даша, Коля и т.д.)» Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит повторить имя : «Это Света. Скажи – Света». «Кто это?» Воспитатель просит назвать свое имя, сказать как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь до того, чье имя надо назвать. «Давайте познакомимся»

 

Игра «Катаем мячик»

Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.

Содержание: Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу. Примечание: Можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»

Игра «Снежинки»

Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию. Содержание: Воспитатель предлагает детям превратиться в снежинок. Под веселую музыку дети бегают по комнате, кружатся (снежинки летают). По сигналу воспитателя превращаются в большой снежный ком – подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti.rar11.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок не только познает окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире . Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В процессе игры ребенок примеряет на себя те или иные роли. При этом он не только становится на место своего персонажа и получает возможность посмотреть на мир его глазами, но и обогащает собственную личность новыми качествами и ощущениями, становится более глубоким человеком. Такое взаимопроникновение является основой для использования игры в процессе воспитания вообще и с целью развития личности в частности.

В ходе игры совершенствуются такие качества подрастающего человека как воля, мышление, воображениеИграя ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Принятые роли формируют и развивают его самого как индивидуальность. Именно в детстве, когда развитие личности происходит особенно интенсивно, роль игры для данного процесса велика как никогда.

Игра как средство развития личности является тем видом деятельности маленького человека, которая обогащает его внутреннее содержание. Особое значение при этом приобретают те навыки, которые привносят прогрессивные изменения сначала в игру, а затем и в его жизнь.

Подобные действия однажды появляются в игре, затем с какой-то периодичностью повторяются в ней, чтобы, в конце концов, стать реальной привычкой. Таким образом, игра становится обучающим и воспитательным приемом, который готовит ребенка к дальнейшей жизни.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи .Играя ,ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами- заместителями, иногда даже воображаемыми .В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть- сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Потом когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное-отношение между людьми В качестве сюжетов для таких игр нередко выбирается жизнедеятельность взрослых людей. Она становится образцом, который «проживается» ребенком в процессе его игровой деятельности. В целом менталитет и культура, труд и быт той общественной среды, в которой проживает ребенок, тесно связан с его жизненным опытом, отраженным в игре. Таким образом, именно игра оказывает влияние на преемственность поколений. Она формирует и развивает у ребенка те качества, которые понадобятся ему в его будущей деятельности. На этом этапе действия могут стать уже чисто символическими ,а реальные предметы заменяться другими ,с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет многое, значительно продвинувщись в своем развитии .Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом-отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше-нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений ,нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Следует прививать ребенку   чувство заботы и сострадания к тем, кто более слаб – старикам, животным и т.п. Во время  совместных походов полезно обсуждать с ребенком увиденное, давать оценку тому, что хорошо, и что плохо .Не стоит забывать, что ребенок только учится контролировать собственные эмоции, при этом следует демонстрировать ему собственный положительный пример и учить его спокойствию и самообладанию при возникновении непростых ситуаций.

Также посредством игры ребенок приобретает и отрабатывает навык нахождения наилучшего решения в той или иной ситуации. Грамотно организованные игры притупляют чувство агрессии и развивают совокупность позитивных качеств.

Игры являются залогом будущих успехов растущего человека. Прививают ребенку уверенность в собственных силах, а процесс познания приобретает особую привлекательность.

Игра-есть особая форма общения, сотрудничества, содружества ,которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень-на уровень мыслящей, творческой натуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

В раннем возрасте ребенок овладевает речью,общением, культурой человеческого общения....

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста "В гости к сказке"

Методическая разработка содержит подробную технологическую карту НОД для проведения открытого мероприятия в ДОУ с детьми раннего возраста....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков с детьми раннего возраста.

Автором представлена картотека с играми на развитие социально-куммуникативные навыки детей раннего возраста....