«Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС»
статья

Демченко Ольга Сергеевна

«Создание предпосылок для  ранней профориентации дошкольников средствами РППС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_predposylok_dlya_ranney_proforientatsii_d.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предпосылок для  ранней профориентации дошкольников средствами РППС»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Перед педагогами нашего дошкольного учреждения серьёзно встал вопрос: Как можно познакомить дошкольника разного возраста с миром профессий. Рассмотрение возможностей использования РППС ДОУ для создания предпосылок ранней профориентации дошкольников.

Так в рамках муниципального проекта «Создание рекреационных зон в образовательных учреждениях города», (приказ управления образования администрации г. Белгорода от от 15.07.2020 г. № 699). Рабочей группой  педагогов МБДОУ был создан и реализован проект «Город профессий» по  формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально -трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

На начальном этапе для себя мы определили что рекреационная зона «Город профессий» должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий),  чтобы ребенок получал конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.  Не мало важно было включать в совместную работу по направлению ранней проф .орентации и родителей наших воспитанников. В каждой группе по распределению  за педагогами была закреплена определённая профессия, которую они должны были представить.

Поэтому одним из решений было создание Виртуальной экскурсии «Город профессий» в рекреационной зоне МБДОУ. На стенах в коридоре были представлены профессии из разных областей например профессия «Строитель» «Стилист», «Парикмахер», «Доктор», «Повар», «Спасатель»,  и т.д. Те профессии которые доступны с младшего дошкольного возраста, которые ребенок может индефицировать назвать и самое главное заинтересоваться. Но изображение той или иной профессии раскрыто  более детально, с помощью дополнительных инструментов и изображений подсказок, чтобы дети более старших возрастов могли назвать  профессию более  точно например дети называли не просто профессия  «Доктор» - а узкую специальность «терапевт», «Ветеринар», «Повар-кондитер, пекарь», «Стилист-модельер», «Малляр-штукатур» и т.д.

Почему мы назвали виртуальной экскурсией «Город профессий». Каждое изображение той или иной специальности  было зашифровано QR-кодом, с информацией виде видео роликов, мультфильмов, стихов, сказок и игр, и виртуальных экскурсий, подготовленных родителями воспитанников. Система QR-кодов, позволяет ежемесячно менять информацию, которую педагоги заранее подготавливают по определённой тематике. Особый отклик такой работы мы получили от родителей, с помощью телефонов  и планшетов родители самостоятельно вечером могли получить задания, упражнения или просмотреть видео, когда ребенок возвращается в машине с родителями домой,  что помогало нам вовлечь непосредственно родителей потому что изучение  информации проходит в совместной деятельности. Родители могли познакомиться какая деятельность проводится в ДОУ, а нередко признавались что сами узнали много нового.  Так же положительным моментов является сюрпризный момент, дошкольники всегда в ожидании в какой форме появится информация на экране мультик или игра.

Наш виртуальный «Город профессий», оборудован не только рисунками, но и стеллажами на которых находятся игры или атрибуты, куклы в спецодежде той или иной профессии, которые изготовлены по собственному дизайну педагогов, подбираются с целью создания предпосылок и условий для реализации интересов детей в разных видах  игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников желание играть. Так же подготовлены боксы-контейнеры которые в свободном доступе для дошкольников и родителей представлены на стеллажах. Внутри контейнеров  игры и атрибуты и задания. По желанию рёбенка каждый может взять контейнер-бокс домой и более углублённо и непосредственно познакомиться с той или иной специальностью вместе с родителями. Эта форма тоже оказалась эффективной нашим воспитанникам нравится что они могут взять домой контейнер поиграть и вернуть обратно. Иногда в педагоги находят в контейнерах вещи или игрушки которые родители решили доложить и дополнить профессию. Особенно было приятно найти записку со словами благодарности от родителей ДОУ.

Тот факт что всё оборудование находится в свободном доступе, помогает нашим педагогам подготовиться к занятиям по ранней проф орентации, что так же положително влияет на проводимую нами работу по данному направлению.

В каждой группе нашего детского сада были созданы центры «Профессии» и проведён смотр-конкурс по ранней проф-орентации. В этих центрах расположены дидактические игры, развивающие и логические игры, картотеки, дидактический материал по знакомству детей с профессиями. Эти центры занимает немного пространства, достаточно мобильны. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей.

На заключительном этапе проекта, оснащение профориентационной предметно- пространственной развивающей среды в  ДОУ было сделанно:

Оснащены уголки по профориентации соответствуя возрасту;было сделано.
2.Подобрана художественную литературу , изготовление книжек –малышек по теме;
3.Создана картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда;
4.Подобраны репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
5.Подобраны и изготовлены дидактические игры по теме «Профессии»;
6.Подобраны мультфильмы и видеоролики связанных с темой «Профессии»;
7.Оформлены альбом с фотографиями «Профессии наших родителей».
8.Система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
9.Создана рекреационная зона виртуальная экскурсия «Город профессий».

Очень важно в нашей работе по данному направлению было использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.     Учитывая ,что у родителей в современном обществе нет лишнего времени,  педагоги организовали работу компактной, но эффективной. Знакомство с профессиями ,  через формат встреч «Гость группы» , такой формат  являлся для нас одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а были активными участниками.   Так же нами была придумана традиция родители должны были подарить ДОУ атрибут той или иной профессии когда они приходят в детский сад и рассказывают о ней.

Родители которые не смогли прийти лично снимали видео ролики рассказывающие о своей профессии. Немаловажным достоинством таких видео роликов можно отметить, что дети с одной стороны знакомятся с возможностями компьютера и Интернета, а также имеют возможность заглянуть в суть той или иной профессии.  Однако видео имеет большой недостаток – это невозможность непосредственно потрогать или ощупать технологический процесс. Этот отрицательный момент может быть скомпенсирован. Некоторые моменты педагог может обсудить более детально, подобрав дополнительный материал, а в некоторых случаях даже обыграть ситуацию (например, работа пекаря: приготовить с детьми выпечку из солёного теста, или пригласить повара, что бы он с детьми приготовил). Эта форма позволила пополнить картотеку  МБДОУ видео экскурсий. А так же расширение представлений детей о разнообразии профессий    и особенностях труда взрослых что способствует у детей развитию интереса к миру профессий и дальнейшему выбору собственных предпочтений в профессиональной сфере.

Знакомство с миром профессий через РППС позволил нам  ненавязчиво создать предпосылки к ранней проф орентации у детей дошкольного возраста и подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...

Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные област...

Представление педагогического опыта «Ранняя профориентация дошкольников средствами макетирования»

Ребенку надо знать, кем работают его родители и близкие родственники. Необходимо знакомить с особенностями этих профессий, требованиями к человеку той или иной профессии. Тем самым ему будет легче сде...

2020-2024г. Презентация "Создание предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями"

Сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.Цель...