Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
консультация

Повесма Галина Петровна

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного образования и повышение престижа инженерных профессий поставлен президентом нашей страны на государственный уровень, так как на современном производстве возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационным оборудованием, программными устройствами. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bionika_v_dou.docx256.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

«Природа так обо всём позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться».

 Леонардо да Винчи

      Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного образования и повышение престижа инженерных профессий поставлен президентом нашей страны на государственный уровень, так как на современном производстве возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационным оборудованием, программными устройствами. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более сейчас, когда с самого раннего возраста ребёнок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, модернизировать био- и нанотехнологии в нашей стране. Поэтому работа по развитию предынженерного мышления у дошкольников, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

           По моему убеждению, наиболее эффективно поможет развить предынженерное мышление у дошкольников бионическое конструирование. Почему именно бионика?

Во - первых, в бионике наиболее ярко отражена одна из главных особенностей современной жизни – интеграция: биологии и техники, исследовательской деятельности.

Во – вторых, природа может научить человека многому, все организмы на земле совершенны и уникальны, поэтому можно заимствовать у природы технические идеи и использовать их в практической деятельности человека.

В – третьих, живая природа близка и понятна детям.

В процессе конструктивно – модельной деятельности у дошкольников развиваются многие умения и навыки:

- пространственное и инженерное мышление, конструктивно-модельные способности ребёнка. Ребёнок на практике познаёт не только понятия: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект;

- образное мышление: ведь ребёнок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится;

- развивается мелкая моторика, глазомер. Всё это крайне важно для дальнейшего развития инженерного мышления;

- развиваются творческие способности, фантазия, воображение;

- формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

Несомненная актуальность выше обозначенной проблемы для теории и практики современного дошкольного образования, послужили основанием для построения системы работы по развитию предынженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования.

     Уважаемые коллеги, для того, чтобы лучше разобраться, что такое бионика, я предложила вам выполнить небольшое практическое задание. Каждому из вас было необходимо сфотографировать предметы в вашем доме прототипами, которых на ваш взгляд являются: маковая коробочка, пеликан, копыто животного, дождь и гриб. Вот, что у нас получилось. (Приложение)

Пришло время узнать, как вы справились с моим практическим заданием. А вы знаете, что Бионика вокруг нас и в быту:

      Коробочка макового цветка стала основой для появления самой обыкновенной солонки. Созревшие семена мака высыпаются на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Поэтому первая картинка – это солонка, емкость с Пемолюксом тоже подходит, так у нее аналогичный принцип работы.

    Пеликан стал прототипом хорошо знакомого нам с детства дуршлага.  Пеликаны, погружают клюв под воду, используя горловой мешок как ловчую сеть. Когда что-нибуть попадается в мешок, пеликан закрывает клюв и прижимает его к груди. Это действие позволяет вытеснить воду из клюва и перевести добычу в положение, пригодное для глотания. Дуршлаг  же широко используется на кухне при приготовлении блюд. По принципу клюва пеликана он помогает отделить жидкость от твёрдых веществ, например, после варки макаронных изделий, круп, картофеля и пр. Также дуршлаг используется для мытья и промывания ягод, грибов, мелких фруктов и овощей, а также отцеживания творожной сыворотки. Как вы уже догадались вторая картинка – это дуршлаг.

    Как не странно, но в основе женской туфельки на каблуке лежит самое, что не наесть простое и даже не серебряное копытце парнокопытного животного. Третья картинка, на мой взгляд, оказалась для вас самой легкой, поэтому я не буду на ней заострять ваше внимание. Будем считать, что каждый из вас справился с картинкой №3.

    А вы знаете, что дождь является прототипом огородной лейки и современного душа, да, да. Именно так. Первым душем человечеству служил водопад. Потом на протяжении многих веков люди поливали себя водой из кадки. И лишь через многие года ученые, обратив свой взор на идущий дождь, нашли выход из положения, как сделать процесс купания приятным, чтобы вода распределялась равномерно. Поэтому четвертая картинка – душ, однако и лейка, и аэрозоль – мирамистин тоже верные ответы, так, как работают по единому принципу.

    На последок пятая картинка  - Гриб. Шляпка гриба в основном имеет конусовидную форму. Это оптимальная форма для сопротивления ветровым нагрузкам и действию силы тяжести. Именно потому, что конусовидная форма позволяет оказать сопротивление ветровым нагрузкам, наши зонтики имеют форму гриба, а следовательно последняя пятая картинка  - это зонтик.

Теперь вы знаете 5 небольших секретов бионики и можете поделиться ими со своими друзьями и коллегами.

Теперь я думаю, настало самое время более подробно узнать. Что же такое бионика?

Бионика (от греч. Biōn – элемент жизни, буквально – живущий) - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.

У бионики есть символ: скрещенные скальпель и паяльник, соединённые знаком интеграла, который подразумевает, что бионика проникнет туда, куда не проникал ещё никто, и увидит то, чего не видел ещё никто. У этой науки существует девиз – «Живые прототипы – ключ к новой технике».

     Бионика имеет несколько направлений, но самое популярное направление – это архитектурно-строительная бионика.  И действительно ли бионическое конструирование является эффективным средством развития предынженерного мышления?

Надо отметить, что ещё с древних времён люди «подсматривали» идеи у природы. Первые жилища древних людей были сходны по конструкции и форме с термитниками, хатками бобров, гнёздами птиц. В античные века мегалиты были преобразованы в колонны зданий. В средние века крыши христианских соборов были сконструированы в форме скорлупы яйца или в форме луковицы, также люди научились строительству куполообразных зданий с ажурными каркасами, как паутина, у водяных пауков. В наше время архитекторы и инженеры создают здания в форме морских раковин, деревьев, цветов, животных и др. Многие современные высотные промышленные сооружения, трубы, построены по принципу «внутреннего устройства» злаковых растений, которые при ветре гнутся, но не ломаются и быстро восстанавливаются в вертикальное положение.

        Таким образом, в процессе архитектурной бионики формировались различные направления, в том числе - бионическое конструирование. Этот метод основывается на моделировании художественно – образных и материально-конструктивных качествах природных форм. На начальной стадии проектирования разрабатывается образ конструкции на основе ассоциации с природной формой, экспериментально – опытным путём, выявляются достоинства и недостатки данной формы. Затем происходит процесс моделирования и конструирования.

      Метод бионического конструирования открывает новые возможности в развитии наглядно – схематического мышления ребёнка, которое в свою очередь, является базой для формирования предынженерного мышления на дошкольной ступени образования.

    Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

      Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.

         Признаки предынженерного мышления:

 - формируется на основе научно – технической, конструкторской деятельности;

- опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;

- систематично формируется в процессе научно – технического творчества;

- выражается в общедоступной форме как продукт.

        Важным для развития предынженерного мышления детей является решение ими практических задач с использованием технических, конструктивных средств.

        Механизм предынженерного развития детей в ходе решения конструктивно – технических задач возможен при наличии трёх составляющих (Т.В. Кудрявцев):

  1. Присутствия проблемной ситуации (проблемное обучение).
  2. Создания условий для конструктивной деятельности.
  3. Потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонность наблюдать, экспериментировать, используя при этом элементарные представления из области природы, естествознания, математики и т.п., что в конечном итоге способствует принятию ребёнком собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

        По мнению Л. Яковлевой «в бионическом конструировании исключается простое механическое «погружение» ребёнка в техномир с бездумным «нажиманием на кнопки». Используя естественную потребность дошкольника в исследовании мира и экспериментировании с природными и рукотворными объектами, создаются условия для получения детьми представлений о начальном моделировании как части научно – технического творчества».

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников.

   Уважаемые коллеги, ознакомившись с моим выступлением, приняв участие в первом практическом задании, я предлагаю вам второе не менее интересное задание. У каждого из вас оно будет индивидуального характера. На выполнение задания вам дается 7 минут, в течение которых вам предлагается нарисовать особенный дом и сделать для него небольшое пояснение в соответствии со знаниями бионики. Обращаю ваше внимание, что изобразительные способности в этом задании играют второстепенную роль, поэтому рисунок может быть схематичным модель – чертёж. Главное бионический подход в создании модели. Во втором файле вы прочитаете ваши индивидуальные задания. Ниже я помещу мое задание и описание к нему «Цветочный дом – Гацания».

Индивидуальное практическое задание для педагогов № 2.

После того пройдет 7 минут сфотографируйте ваш рисунок и описание к нему, и присылайте в ватсапп. Не забудьте про связь с бионикой!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования  является повышение...

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами  технологии ТИКО моделирования»Цель: раскрыть понятие «Инженерное мышление»Задачи:1.Познакоми...

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...

Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством конструирования

С раннего возраста современный ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо детям уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, им легче ...