Бионическое конструирование как способ развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников
занимательные факты
Выступление педагога на методическом объединении воспитателей города Оренбурга
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №197
Методическое объединение воспитателей города Оренбурга
«Бионическое конструирование как способ развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников»
Подготовила: Воспитатель 1 кв.категории Семянникова Л.Г.
Оренбург, 2023
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по направлению, которое, уверена, найдет отклик в практике каждого из нас. Речь пойдет о бионическом конструировании – удивительном инструменте, который позволяет не просто заниматься с детьми конструированием, а целенаправленно развивать у них предпосылки инженерного мышления.
Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Задача дошкольного образования – не угнаться за этим развитием, а заложить прочный фундамент, на котором ребенок сможет строить свои знания в будущем. Именно таким фундаментом и является инженерное мышление – способность видеть проблему, анализировать ее, находить нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
А что же такое бионическое конструирование?
Если просто – это подражание природе. Бионика – наука, которая изучает возможности применения в технике свойств, функций и структур живой природы. А для наших воспитанников – это увлекательное путешествие, где они становятся юными инженерами-изобретателями, которые подсматривают гениальные решения у самой Природы.
Почему этот метод так эффективен именно в дошкольном возрасте?
1. Естественность и доступность. Ребенок с рождения окружен природой и интуитивно тянется к ней. Птичье гнездо, паутина, крылья бабочки, панцирь черепахи – все это знакомые и интересные ему объекты для изучения.
2. Наглядность. Природа предоставляет бесчисленное количество готовых, оптимизированных миллионами лет эволюции «чертежей».
3. Проекция на ФГОС ДО. Этот метод идеально встраивается в пять образовательных областей: от познавательного развития (исследование объектов природы) и речевого (описание моделей) до художественно-эстетического (создание модели) и социально-коммуникативного (работа в команде).
Как мы выстраиваем работу по бионическому конструированию?
Мы идем по классическим этапам инженерного проектирования, адаптированным для детей:
1. Этап исследования и анализа («Задаем вопрос природе»).
Мы с детьми рассматриваем фотографии,видео, читаем энциклопедии, а главное – наблюдаем на прогулке. Мы задаемся вопросами: «Почему крылья птицы не ломаются в полете?», «Какую форму имеет скорлупка ореха и для чего?», «Почему паутина такая прочная?». Здесь формируется умение видеть проблему и анализировать – первый кирпичик инженерного мышления.
2. Этап проектирования и моделирования («Придумываем решение»).
Мы переносим идею с природы на наш проект.Например, изучая паутину, мы говорим о ее сетчатой структуре. Затем я задаю детям инженерную задачу: «Как, используя принцип паутины, построить прочный мост из конструктора?» или «Создайте из палочек и ниток такую же прочную конструкцию». Дети предлагают идеи, рисуют эскизы, выбирают материалы. Здесь развивается пространственное мышление и воображение.
3. Этап конструирования и испытаний («Создаем и проверяем»).
Это самый любимый детьми этап– практическая реализация. Они строят свои модели: «черепаший домик» из LEGO, «крылья» из картона и бумаги, «сетчатый купол» из трубочек. А потом мы проводим испытания! Проверяем, выдержит ли «панцирь» нагрузку, улетит ли наш «вертолет-крылатка». Неудача – не повод расстраиваться, а возможность подумать: «Что можно улучшить?». Это воспитание упорства и аналитического подхода.
4. Этап рефлексии и модернизации («Улучшаем нашу конструкцию»).
Мы вместе обсуждаем,что получилось, а что – нет. «Почему мост прогнулся? Как сделать его прочнее? Может, добавить больше перемычек, как в паутине?». Этот этап учит ребенка критически оценивать результат и итеративно совершенствовать свое изделие – ключевой навык современного инженера.
Какие предпосылки инженерного мышления мы развиваем?
· Умение видеть проблему и формулировать задачу.
· Аналитическое мышление: анализ природного объекта, выделение его ключевых свойств.
· Пространственное воображение: перенос двумерного образа в трехмерную модель.
· Проектное мышление: движение от замысла через чертеж к результату.
· Навыки решения практических задач и тестирования гипотез.
Уважаемые коллеги!
Бионическое конструирование – это не просто модное слово. Это живой, увлекательный и невероятно эффективный мостик между природной любознательностью ребенка и основами научно-технического творчества. Он позволяет вырастить не просто исполнителя, а мыслителя, изобретателя, человека, способного находить гениальные решения, подсмотренные у самой мудрой учительницы – Природы.
Я буду рада, если мой опыт окажется полезным в вашей работе. Готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования является повышение...

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...

Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством конструирования
С раннего возраста современный ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо детям уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, им легче ...

«Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инжене...

Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников
Дошкольное образование закладывает основы будущего профессионального самоопределения подрастающего поколения. Оно направлено на развитие с самого раннего возраста предпосылок инженерного мышления, инт...

