Практикум «Создание условий для экологической деятельности в ДОУ»
материал

Практикум «Создание условий для экологической деятельности в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nastavnichestvo_2021-2022.pdf69.29 КБ
PDF icon shkola_nastavnichestva_2023-2024.pdf126.58 КБ
Файл praktikum.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Черепашка»

Практикум

«Создание условий для экологической деятельности в ДОУ»                      

Подготовила: Гожая В.В., воспитатель

                                     

                                               

г. Радужный

     Стратегическая цель работы с детьми по экологическому образованию: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.  Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.  

Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на:  

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;  
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;  
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  

Содержание образовательной области «Познание» направлено на:

  • формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);  
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;  
  • расширение кругозора детей.  

 Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.  

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

 -формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.  

 Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.  

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:  

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе; б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо- этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;  

в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.  

В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия.  

Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.  

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности, существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).  

Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей.  

 Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.  

В основании этих видов экологически направленной деятельности лежит детская трудовая деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов.  

Важнейшим условием реализации  образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных, учреждениях развивающей предметной среды, но и на ее экологизацию.

Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фото стендов на экологические темы, выглядит ненормально. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.  

  С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

 −  познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);  

−  эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);  

−  оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

 −  формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);  

−  формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);  

 экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.

Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

 Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.  

Деловая игра

«Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ по ФГОС». 

Цель:  

  • закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста по ФГОС;  
  • установление         эмоциональной         благоприятной         обстановки         в педагогической среде дошкольного учреждения;
  • активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
  • совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Организация игры

На столах лежат соответствующие карточки. Если воспитатель готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другому воспитателю. Воспитатели имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа.  Ведущий знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.  

  Оборудование: плакаты, выдержки, карандаши, фломастеры, фишки.

Ход игры.

Звучит музыка.

Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.

Воспитатель:

Я рада приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ по ФГОС».  Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

         В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения.  

1 часть. Теоретическая.

1) Блиц-опрос. (каждому воспитателю задается по одному вопросу. За правильный ответ воспитатель получает 1балл).  

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?  

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)  

 2. Условия необходимые для экологического воспитания детей (Экологическая комната, уголок природы в группе, участок).

3. Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?  

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

4. Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.  

(Камелия, бальзамин, бегония, герань, т.е. растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2 младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

5. Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.  (Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение).

6. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

 (Игра, элементарные опыты и моделирование).

7. Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников.  

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

8. Зачем нужно вести календарь погоды детям? (Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

9. Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне? (воспитываем навыки экологической культуры)

10. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...»

  • Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

 

11. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

12. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости (или вычеркнуть) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода
  • Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

13. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?  (Становление у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

 

2 часть. Практическая.

  1. задание.

 Попробуйте смоделировать, как элементы экологического образования можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

  • по физической культуре;
  • музыке;
  • в занятия познавательного цикла.
  1. задание.  

Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (с примерами)

 (Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

3 задание.

Вам предлагаются разделы диагностической карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты):  

  • владение навыками экологически безопасного поведения в природе;  
  • стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;  
  • умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;
  • отношение детей к природе.   (используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)

5 задание.

На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Деревья»)

6 задание. В споре рождается истина.

Один воспитатель – выступает с позиции педагога, другой - родителя, третий - ученого.

На обсуждение выносятся вопросы:

  • Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?  
  • Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?  

(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный)

 

Наша игра подошла к концу. Спасибо за участие и внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов  с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...