Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми
консультация

Ковалева Ольга Борисовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadzhety.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Педагоги вашего детского сада еще дискутируют на тему их полезности? Узнайте, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовательного процесса.

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным

устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО1 принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по- разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности

накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную

образовательную информационную среду в ДОО.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Фотоаппарат для развития познавательной активности

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

  • сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
  • фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
  • проводить длительные наблюдения;
  • фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

  • вызывает у них яркие эмоции;
  • развивает познавательную активность;
  • создает условия для рефлексии;
  • формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
  • служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с

определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные

особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и

оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

Фотографии, которые делают дети, отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется

растительным миром, то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).

Важную информацию дает беседа по фотографиям:

  • Что ты фотографировал?
  • Почему сфотографировал именно это?
  • Как у тебя получилась эта фотография?
  • Чем отличается данная фотография от других?

Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр, что

демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания. Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую направленность его

интереса.

Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:

  • мир живой природы;
  • мир неживой природы;
  • рукотворный мир;
  • социальный мир.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог выделяет

ведущий интерес дошкольника. Табличные формы для анализа продуктов детского фотографирования представлены в приложении 1.

При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об углубленном

интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на выбранном объекте. Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.

Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности

дают возможность педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок

может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные

суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова,

стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов.

Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.

Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.

Обязательные элементы веб-квеста:

  • мотивирующая информация;
  • проблемное задание;
  • роли и соответствующие маршруты;
  • ссылки на интернет-ресурсы;
  • результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.

Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»

Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).

В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства, использовать качественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.

Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.

Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.

С помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДОО.

Приложение 1

Анализ продуктов детского фотографирования

Направленность интересов

Параметр анализа        Тематика

Количественный анализ Качественный анализ

(уточненная область интересов)


Мир живой природы


Мир неживой природы


Рукотворный мир


Социальный мир

Степень выраженности параметра: 0 – отсутствует; 1– слабо выражен; 2 – явно выражен.

Показатели ведущего интереса

Наличие выраженной

Сознательность интереса, легкость его возникновения


мотивационной основы (понимание ребенком того, для чего он занимается этой деятельностью)


Устойчивость и длительность интереса


Широта и глубина интереса (интерес структурирован и раскрывает несколько ключевых понятий)


Мотивация достижения

Степень выраженности параметра: 0 – отсутствует; 1– слабо выражен; 2 – явно выражен.

Приложение 2

Способы и результаты использования гаджетов в детской деятельности

Продукт детской

Гаджет        Способ использования

Фиксация личностно значимой

Фотоаппарат

информации


деятельности

Фоторепортажи:

«Что есть интересного в нашей группе»;

«Удивительное на прогулке»;

«Самые интересные страницы книги»;

«Бывает же такое, или Удивительный Интернет»


Результат

Определены интересы ребенка.

Созданы условия для

самовыражения в интересующей его области познания

Долговременные наблюдения

Фиксация этапов познавательно-

исследовательской деятельности

Поиск и фиксация необходимой информации

Интервью


Фоторепортажи:

«Как мы растили рассаду»;

«День за днем – сезонные изменения» (живая природа, неживая природа, одежда человека и т. д.)

Фоторепортаж «До и после»;

кейс-ситуации «Что будет, если..?»; алгоритмы проведения опытов

Банк фотографий реальных событий, фрагментов

из книг, изображений

с монитора компьютера

Аудиорепортажи:

«Что бы ты сделал с… (предмет

или материал)?»; «Как поздравить маму

с праздником?»

и др.        Созданы условия для проявления

Диктофон

Ноутбук, планшет


Фиксация результатов наблюдений и опытов

Поиск и фиксация необходимой информации

Веб-квесты (совместно со взрослыми). Просмотр видеоматериалов по интересующей теме. Поиск необходимой информации в голосовом режиме


Аудиорепортажи:

«Каким стало солнце в начале зимы?»;

«Что под снегом?» и др.

Банк аудиозаписей

с ответами взрослых

и детей по интересующей теме; аудиоспектакли

Индивидуальные проекты, рассказы детей, книжки-малышки и др.


детьми коммуникативной активности

Ребенок сам выбирает темы для

исследований. В процессе обмена информацией с окружающими систематизируются представления детей по интересующей их теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образователь...

Консультация для воспитателей «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми».

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанникам...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Консультация на тему: "Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми"...

Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми?»

В каждой семье есть гаджеты. Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с ними. Дети знакомятся с гаджетами очень рано. Что такое гаджеты? Почему оградить ребенка от них невозможн...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДОО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стат...

«Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми»

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реа...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.По материалам электронного журнала«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»Материал обработан: Пудова О.Ф. старший восп...