Принципы социализации дошкольников
материал (старшая группа)

 Скоробогатько Елена Александровна

Теоретические и практические подходы к организации мероприятий,направленных на социализацию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
                         «Центр развития ребёнка-детский сад №129»

« Принципы социализации дошкольников»

                                 

                                                                 Выполнила : Воспитатель ВКК  

                                                                                         СкоробогатькоЕ.А.  

                                             Г.Воронеж


 

От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

                                                                                                                                                                     В. А. Сухомлинский 

    Социализация — это процесс адаптации человека к окружающему его миру. Сюда включены и принятие норм поведения в обществе, и усвоение тех или иных культурных и социальных ценностей, и, безусловно, коммуникация с различными людьми.

   Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

    Социализация необходима, в первую очередь, для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

  Какую социализацию часто рассматривают ФГОС ДО-это
позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.


  ФОП    дошкольного       образования  указывает  на позитивную социализацию ребёнка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования.

  Успешной социализацией детей дошкольного возраста считается когда в процессе индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки. Понятие полноценной и успешной «социализации» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие.
   Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребёнку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребёнка.

  Социализация в детском саду прежде всего начинается с поступления ребёнка в дошкольное учреждение и является особым периодом его жизни.

Для успешной адаптации малыша мы организуем:

1) посещение ребёнком вместе с мамой игрового участка детского сада до поступления в учреждение (на протяжении нескольких недель);

2)доброжелательное отношение к малышам;

3) обеспечение стабильности педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации детей;

4) обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в детском саду;

5) создание зон для игровой деятельности малышей.

  Мы стараемся создать комфортную атмосферу для каждого ребёнка, способствующую развитию его индивидуальности.

 Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках всех образовательных областей.
 Наиболее актуальными являются различные образовательные ситуации, которые включают:
1. 
Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом и т.д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают её.

 Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.

3.Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навык
Например:
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребёнку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
4. 
Ситуации, обращенные к личному опыту ребёнка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем огород на подоконнике — готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.)
 

  При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребёнком в семье. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества- «педагог-дети-родители».

  Одной из основных задач детского сада  для  успешной позитивной социализации детей дошкольного возраста является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Основные принципы  организации работы с семьей: 

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия: 

  • коллективные (родительские собрания, совместные экскурсии, дни открытых дверей, ролевые игры, круглые столы, конференции,  семейные педагогические проекты,  конкурсы,  анкетирование,  тестирование и др.);
  • индивидуальные (консультации, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций,  беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.);
  • наглядно-информационные (выставки детских работ,  библиотека для родителей, уголок информации, фотоуголок,  др.).

  Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы . В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером.

  Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФОП ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошколь...

«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...

Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"

Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...