Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации в старшей группе «Поможем Буратино»
план-конспект занятия (старшая группа)

Орлова Антонина Михайловна

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:  развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

     2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, развивать любознательность, познавательную активность к объектам и явлениям окружающего мира.

     3. Воспитательные:    воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity.docx158.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад №2 «Аленушка» комбинированного вида»

              Конспект познавательно-исследовательской    деятельности с использованием проблемной ситуации в старшей группе «Колокольчик»

                   «Поможем Буратино»

             Составитель: воспитатель Орлова А.М.

                                          Р.п. Дедовичи 2022 г.

C:\Users\макс\Desktop\моя работа\исследовательская\LLaWJ5GP804.jpg

Цель: формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:  развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

     2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, развивать любознательность, познавательную активность к объектам и явлениям окружающего мира.

     3. Воспитательные:    воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: игры с магнитной доской; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность «Что притягивает магнит?».

Активизация словаря: магнит, притяжение, магнитная сила, намагничивание.

Материал и оборудование:

Пластиковый контейнер с водой, различные  предметы на подносе:  шурупы, болтики, камень, ключ, магниты, пустая бутылка, веревочки, палочки, скрепки, магнитная доска,  детали металлического конструктора, емкости для самостоятельного экспериментирования, игрушка Буратино.

Ход образовательной деятельности:

1. Проблемная ситуация

- Один сказочный герой обратился к нам за помощью, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просит вас о помощи:

У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный,

На земле и под водой ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный. Кто же это? …. Буратино

 - Вы знаете, беззаботный Буратино бежал вдоль берега пруда, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в водоем.

- Буратино  хотел  опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но он не смог этого сделать, потому что, прыгнув в воду, сразу же всплывает на поверхность.

- Почему же нашему герою не удалось опуститься на дно пруда и достать ключ. (Предположения детей - предметы из дерева не тонут)

Давайте убедимся в этом. (Опыт: тонет – не тонет, деревянный брусок, камень.)

Буратино нужно помочь достать ключ со дна пруда. Вы согласны со мной?

Перед детьми емкость с водой (импровизированный пруд) на дне, которой лежит ключ.

- На берегу импровизированного пруда разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как- то использовать, что бы помочь Буратино достать ключ?

-А чтобы нам не забыть то, что вы предлагаете, мы зафиксируем ваши предположения. Дети высказывают свои предложения,  воспитатель рисует их на мольберте схематично

Динамическая пауза:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

2. Свойства магнита.

- Чтобы помочь Буратино надо обосновать наши предположения экспериментально.

Приглашаю детей в лабораторию.

На подносах (на каждого ребенка) лежат магнит, деревянный брусок, бумажная полоска, кусочек ткани, детали пластикового конструктора, детали от металлического конструктора, скрепки.

Предлагаю детям найти магнит на подносе. Описываем  магнит по внешнему виду, цвету, по прочности, по запаху. (Твердый, может быть разной формы, чем пахнет, темного цвета)

Опыт 1

Поднести магнит к деревянному бруску, бумажной полоске, ткани, пластмассовому конструктору. (Магнит не притягивает предметы)

Предлагаю поднести магнит к деталям металлического конструктора. (Магнит притягивает металлический конструктор!)

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт 2

Предлагаю из стакана с водой достать скрепки, при этом, не намочив руки водой.  Есть только магнит.

Приставить к стенке стакана магнит, скрепки собираются у стенки стакана. Поднимаем магнит по наружной стороне сосуда, скрепки оказываются на магните.

Дети повторяют опыт самостоятельно.

-Что произошло? Чудеса, магнитная сила действует сквозь воду и стекло, поэтому мы легко достали скрепку, не намочив рук.

Дети формулируют вывод: магнитная сила действует через воду и стекло.
     Опыт 3

Интересно, а через деревянное препятствие сможет магнит притянуть к себе металлические предметы? (рассыпать скрепки на деревянной парте, магнит приложить под партой. (Скрепки пляшут и собираются в одно место, где приложен магнит).

-Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?

Вывод: магнитная сила действует через дерево.

Вывод: магнитная сила может действовать  через стекло, воду,  дерево.

Опыт 4

- Ребята, а как вы думаете, можно ли магнит сделать самостоятельно?

- А мы сейчас с вами опытным путём докажем, что железный предмет, можно намагнитить. А для этого берём магнит, подносим к нему скрепку. Она притянулась? Почему? Теперь к скрепке подносим вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок, которые прикреплены друг к другу, и только первая скрепка – к магниту. Сейчас мы осторожно возьмём пальцами первую скрепку и уберём магнит. Что мы видим? Правильно, цепочка не разорвалась. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?

-Действительно, скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Что мы заметили ещё? … Однако, цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Подумайте, почему так бывает? Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Вывод: Железные предметы способны намагничиваться, но это свойство длиться недолго.

Теперь мы знаем свойства магнита и поспешим к Буратино на помощь, достать ключ со дна пруда.

Гимнастика для глаз «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

       Выходим из нашей мини- лаборатории, подходим к импровизированному пруду.

Дети предлагают сделать удочку: привязать к палочке ленту, к ленте магнит.

Ключ достали.

     -Что же мы посоветуем Буратино, что бы он не терял ключ. (Быть внимательным и бережно относиться к вещам)

 Предложения детей.

3. Магниты вокруг нас

Ребята, а где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (магнитная азбука и цифры, доска, магнитный конструктор, магниты - держатели и т. д.).

Если бы в нашей группе не было бы магнитов, что было бы? С какими трудностями мы встретились?

- А знаете ли вы, в каких предметах еще человек использует магнит? В телефонной трубке, на банковской карте, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать  инструменты, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной томографии, в компасе, магнитофоне, детских игрушках. Вот сколько полезных свойств у магнита.

 

5. Рефлексия:

- Добро, как магнит, притягивает к себе добрых и хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым магнитом.

 Спросить детей, что особенно понравилось детям сегодня на нашем занятии.

- А я хочу подарить вам новую магнитную игру « Рыболов» Надеюсь, она вам понравиться.

Дети играют в игру «Рыболов»

Гимнастика для глаз «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

 (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Поможем Буратино»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группеРазработан в соответствии с тематикой недели: «Главное слово –мама».Тема: «Поможем Буратино»Образовательные  области: Познават...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Буратино»

Ведущая образовательная область:-     «Познавательное развитие»Занятие проводится с детьми старшей группы (5 – 6 лет), с подгруппой в 12 человек.Цель занятия: закреплять математиче...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Поможем Буратино»

Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с отрицательными эмоциями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками(проявление агрессии, тревожно...

Конспект проблемной ситуации в старшей группе "Что с речкой?"

Целью данной проблемной ситуации является  формирование представлений детей об охране природыПроблема: Как сформировать у  детей знания о том, что воду в водоемах загрязнять нельзя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: " Поможем Буратино"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Веселый герой Буратино в интересной для ребят форме  поможет продолжить знакомство с литературным творчеством-стихами, загадкам...