Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Учитель-логопед-новатор" Мастер-класс "Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи "Грамотейка"
материал

Гиззатуллина Эльнара Эльвировна

Мастер-класс "Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи "Грамотейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Грамотейка»

                                                                          Разработала учитель- логопед

                                                                          МАДОУ №35 р.п.Приютово

                                                                          Гиззатуллина Э.Э.

Цель: познакомить педагогов со способами  использования многофункционального  пособия  «Грамотейка» в  формировании  лексико-грамматических категорий речи воспитанников.

Задачи:

• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования многофункционального пособия «Грамотейка»

• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Ход

I. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь ясно, просто,

Лучик солнца - это вам!

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш  мастер-класс.

1. Теоретическая часть

Введение:

Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше развиваются его психические качества.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности,.Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.

II. Основная часть

Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым, если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные окончания, пользуется предлогами.

Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию лексико - грамматический категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.

Увеличение количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие на рынке комплексных пособий по формированию  грамматического строя речи подтолкнули меня к необходимости создания комплексного пособия.

Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие «Грамотейка»

Пособие представляет собой сюжетное поле, на него на липучки крепятся предметы.  

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:

1. Обогащать словарный запас (Дидактическая игра «Назови кто это? Что это?» и т.д.)

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями (Дидактическая игра «Мой – моя – моё - мои» и т.д.)

3. Упражнять в умение образовывать притяжательных прилагательные от существительных (Дидактическая игра Подумай и назови», «Чей? Чья? Чьи?» и т.д.)

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Дидактическая игра «Назови ласково»)

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных (Дидактическая игра «Посчитай?»)

6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков (Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»)

7. Закреплять  в речи предлоги в, на, под, около, возле и т.д. (Дидактическая игра «Расскажи где?»)

8. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Ценность пособия вижу в том, что:

- его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;

- можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых

занятиях;

- пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

- пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

В ходе использования данного пособия были получены следующие результаты:

- возрос интерес детей к ООД;

- вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;

- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.

В дальнейшем планирую

- разнообразить базу персонажей по лексическим темам;

2. Практическая часть

А сейчас, давайте поиграем! Прошу желающих педагогов подойти к пособию

1. Я предлагаю Вам взять по одному предмету. Расскажите кто у вас и чей предмет?

(Например: «У кого солнышко? Чье солнышко? – Солнышко моё  и т.д.)

 Дидактическая игра «Мой – моя – моё – мои» многофункциональное пособие «Грамотейка»  по сказке «Колобок»)

Цель: упражнять в согласование притяжательных местоимений с существительными.

2. Теперь я предлагаю вам взять ёще по одному предметы со стола. Расскажите каким он бывает? (Например: У меня Колобок. Он румяный, круглый и т.д.)

Дидактическая  игра «Какой? Какая? Какие?» (многофункциональное пособие «Грамотейка»  по сказке «Колобок»)

Цель: Закреплять умения подбирать к предмету несколько признаков. Закреплять

образование относительных прилагательных и согласования их с существительными.

Вы догадались из какой сказки эти герои? (сказка «Колобок»)

3. А теперь послушайте сказку.

«Однажды бабушка испекла Колобок. И положила его куда? (На окошко).

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился. Откуда покатился Колобок? (с окна). По чему покатился Колобок? (по дороге). Катится Колобок и подкатился к кому? (к зайцу). Спел Колобок песенку зайцу и укатился от кого? (от зайца).

 Дидактическая  игра «Расскажи где?» (многофункциональное пособие «Грамотейка»  по сказке «Колобок»)

Цель: Закреплять  в речи предлоги на, с, по, к, от и т.д.

III. Заключительная часть

Учитель – логопед: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые игры и приемы использования данного пособия.  Так же для индивидуальных занятий у меня имеются вот такие маленькие пособия по лексическим темам: «Деревья», «Дикие животные», «Птицы» и «Космос».

Могу с уверенностью сказать, что они не только заряжают нас положительными эмоциями, но и оказывают эффективное воздействие на развитие четкого произношения. Буду рада, если вы воспользуетесь ими в своей педагогической деятельности!

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе

- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер классе , помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.          Благодарю за сотрудничество.  Будьте всегда здоровы!

И творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательный куб" - игровое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи

«Занимательный куб» представляет собой куб среднего размера на основе плотного картона. На гранях куба расположены картинки – схемы заданий для занятий с детьми. Подбрасывая куб, дети сами определяют ...

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Речецветик».

Пособие представляет собой изображение цветка ромашки с шестью лепестками. Папка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. На лепестки ромашки и на предметные картинки...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Данные дидактические пособия разработаны и предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы сло...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Данные дидактические пособия предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы словоизменения, с...

учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...

Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»

АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...