Представление опыта по теме "Хатха - йога как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Козулина Элеонора Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_yoga.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО Видяево «Детский сад №1 «Солнышко»»

Представление опыта работы по теме:

 «Хатха – йога как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ ЗАТО Видяево

«Детский сад №1 «Солнышко»»

Э.В. Козулина

ЗАТО Видяево

2023

C 2020 г. года работаю по теме «Хатха – йога как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста». 

        Цель работы – создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста умений заботиться о своем здоровье с помощью специальных упражнений, направленных на формирование потребности в ЗОЖ.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1.Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.

2.Формировать правильную осанку

3.Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь)

4.Создавать ситуации эмоционального благополучия.

        Актуальность данной темы заключается в том, что хатха – йога, как одна из форм оздоровления, обладает преимуществом перед другими видами физической активности: она не требует больших помещений, дорогостоящего оборудования для занятий, занятия по йоге могут проводиться с любой возрастной категорией, что позволяет внедрить ее в дошкольное учреждение.

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении сочетания физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике, которые создают условия для гармоничного роста и развития детей старшего дошкольного возраста.

        Работа осуществлялась с сентября 2020 года и включала в себя:

- ежегодную разработку программы кружка «Хатха – йога» (старший дошкольный возраст)- ежегодное составление тематического планирования;

- проведение занятий кружка «Хатха - йога»;

- проведение мастер - классов по йоге для педагогов и родителей;

- в ежегодном подведении итогов работы кружка.

Диапазон опыта охватывает подготовку воспитанников 5-6, 6-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа).

        Новизной данного опыта считаю комплексное сочетание асан – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости, выносливости и пранаямы – дыхательных упражнений в процессе выполнения асан.

       Работа по данной теме проводилась поэтапно:

1. Подготовительный этап. На этом этапе изучались теоретические аспекты по данной теме, работы ведущих авторов. Для мотивации детей и поддержания интереса к физическим упражнениям в группе был оборудован и оформлен уголок для занятий йогой «Маленькие йожки».

        Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Родители, посещая родительские собрания, знакомятся с данным видом физической активности и совместно выполняют упражнения в домашних условиях, тем самым закрепляя результат. Так же для родителей были подготовлены и проведены консультаций по темам: «Хатха – йога для детей», «Организация занятий хатха – йогой в домашних условиях», «Что такое асаны и какие они бывают?», «Что такое пранаямы и какие они бывают?». Для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки «Мы – маленькие йожки», «Что нельзя и что можно делать при занятиях йогой». Также на этом этапе была создана картотека асан и дыхательных упражнений (пранаям), направленных на развитие у детей физических качеств, составлен перспективный план работы, разработаны конспекты занятий.

2. Основной этап. На этом этапе были проведены работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, мастер - классы. Процесс развития физических качеств не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и асаны, зачастую  в игровой деятельности, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей. Так же дети учились в ходе выполнения асан, правильно их варьировать, сочетать с дыхательными упражнениями, прослеживать изменения в собственном теле, и делать выводы какие части нашего тела мы сможем укрепить, выполняя то или иное упражнение. На данном этапе дети выделяют последовательность действий, отражают данные действия в речи. В процессе занятий йогой дети учатся успокаиваться, слышать задания и концентрироваться на них, благодаря выполняемым асанам начинают лучше понимать и ощущать свое тело, а размеренная атмосфера во время практики расслабляет ребенка и избавляет его от излишней эмоциональности. Замкнутые дети становятся более уверенные и избавляются от зажимов.  

        Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по данному виду физической активности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к хатха – йоге родителям рекомендуется создать дома уголки для йоги. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению занятий. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к данному виду деятельности. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

3. Заключительный этап. На этом этапе был проведен анализ результатов работы и сделаны выводы, что в процессе занятий хатха – йогой развиваются двигательные и физические качества детей, особенно баланс, сила, гибкость. Дети стали более активно включаться в выполнение асан и пранаям. Они проявляют желание заниматься в домашних условиях.

       В процессе работы с детьми я опиралась на такие принципы, как:

1. Принцип научности:

 -предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип доступности

- основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

3. Принцип активности и сознательности.

- польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают, что и для чего они делают

4. Принцип интегрированности.

-решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом»

5. Принцип личностного подхода

-развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков физического потенциала личности ребенка.

6. Принцип адресности и преемственности

- умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.

7. Принцип системности

 - систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 3-7 лет.

       В процессе занятий с детьми использую следующие методы и элементы современных технологий:

1. Наглядный – показ упражнений

2. Игровой -  использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями.

       В старшем дошкольном возрасте хатха – йога напоминает сказку, игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре детям даётся определённый сюжет, подводящий его к выполнению асан или совокупности физических упражнений, или же предлагается роль, которая позволит с интересом заниматься.

3. Словесный метод:

- рассказы воспитателя, основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях и явлениях;

- рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование и умственно- речевых умений детей;

- беседы с элементами диалога применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

4. Информационно - коммуникативные технологии использую для улучшения усвоения материала. Они помогают в игровой форме изучать необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность, мотивируют к действию, обеспечивают прочность усвоения физических упражнений дошкольниками.

5. Здоровьесберегающие технологии - направлены на просвещение детей и родителей. В ходе организованной образовательной детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи

        Согласно методическим рекомендациям по проведению занятий хатха – йогой с детьми дошкольного возраста провожу в специально организованных условиях с необходимым оборудованием (блоки, коврики, массажные ролики, ремни, кольца, мячики массажные, йогаболлы). 

       

Организовывая занятия по хатха – йоге, я придерживаюсь следующего алгоритма:

 -Подготовительный этап: разогрев суставов, разминка с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассаж, динамические упражнения, отдых.

-Основная часть: Разучивание комплекса асан, в котором уделяется внимание каждому движению; разучивание разных видов дыханий.

-Заключительная часть: расслабление и приведение организма в первоначальное состояние, концентрация внимания на спокойном дыхании.

В рамках кружковой работы организованная деятельность проходит в период с октября по май,1 раз в неделю, во второй половине дня.  Продолжительность занятий у старшей группы – 30 минут, у подготовительной группы - 35 минут.

       Тематика образовательной деятельности в календарных планах воспитательно -образовательной работы построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Организуя деятельность кружка так же опираюсь на программы и методики: программа дополнительного образования «Детская йога» А.С. Паламарчук; парциальная программа для детей дошкольного возраста «Йога для детей» Т.А. Иванова.

       Для выявления исходного уровня формирования физических качеств были разработаны критерии:

- гибкость

-сила

-выносливость

-координация

        За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования физических качеств у детей дошкольного возраста О.Б. Завьялова «Возрастные особенности развития основных видов движений» (Журнал «Проблемы современного образования» №4, М., 2012 г.)

        Система мониторинга позволяет оценивать эффективность занятий «Хатха – йогой» в работе с детьми, помогает обнаружить изменения в физическом развитии, происходящие в результате совершенствования физических качеств.  Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предположения о недостатках в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Год

Уровни

Октябрь %

Май %

Динамика %

2020 – 2021

учебный год

(старшая группа)

Высокий

10

58

50

Средний

75

40

Низкий

15

2

2021 – 2022

учебный год

(подготовительная группа)

Высокий

23

74

51

Средний

75

26

Низкий

2

0

2022 – 2023

учебный год

(старшая группа)

Высокий

10

60

40

Средний

75

40

Низкий

15

0

2023 – 2024

учебный год

(подготовительная группа)

Высокий

24

Средний

76

Низкий

0

Данные мониторинга развития физических качеств детей показывают, что повышается эффективность педагогического процесса, оказывая огромное влияние на физическое развитие дошкольников.

Проведенная работа дает право утверждать, что в процессе выполнения асан и пранаям воспитанники становятся бодрыми, гибкими, координированными, у детей улучшается способность к концентрации и эмоциональному равновесию, формируется способность понимать и принимать окружающий мир и самого себя.

Для получения более высоких результатов в работе планирую:

- организовывать дальнейшие занятия по «Хатха – йоге» обеспечивающее развитие дошкольников.

- обогащать физкультурный уголок и пополнять литературу для воспитанников и педагогов.

- принимать участие в конкурсах проектов в ДОУ и на муниципальном уровне. Для этого планирую разработать и создать следующие методические и вспомогательные материалы:

- разработать систему занятий по «Хатха – йоге» с использованием различного оборудования (ремни, массажные бластеры, утяжелители, кольца и т.д.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста

Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

Представление опыта работы "Интерактивная игра как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста"

Нам необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. И одним из составляющ...

«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

laquo;Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»(из опыта работы)...

Дидактическая игра как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста....