Утренний круг в детском саду.
учебно-методический материал

Утренний круг в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Утренний круг в детском саду.22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний круг в детском саду.

 Известно, что у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются проблемы в установлении взаимодействия и эмоционального контакта с окружающими. 

Но какими бы не были особенности у ребёнка, он испытывает потребность в общении. С взрослением ребёнка данная потребность  увеличивается, ведь взаимодействуя с детьми, ребёнок получает опыт общения, усваивает разные формы и правила поведения. Участие в общих играх способствует развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы. Подражая другим детям, ребенок  может освоить новые для него способы действия и развивать свои коммуникативные навыки.

Конечно, такие  дети , существенно отличается от развития ребёнка в норме. Таким детям, очень сложно установить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми. Их пугают как звуки, так и цвета. Многие не любят прикосновения к себе и не хотят взять другого ребёнка, допустим за руку.

Это новый элемент в режиме дня, который даёт большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, поведения детей. В Программе утренний круг предлагается проводить в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Что же такое утренний круг? Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться новому дню, поделиться впечатлениями.

Я познакомилась с работами Зарубиной Ю.Г., Поповой М.Г. «Игровое занятие КРУГ», Константиновой И.С. « Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ» и решила использовать их опыт в создании утреннего круга для детей своей группы.

Игровое занятие «Круг» — это короткое групповое занятие, которое проводится  утром, после прихода детей в группу. Дети располагаются по кругу, что позволяет им  во время занятия увидеть друг – друга, отслеживать как те или иные упражнения выполняет другой ребёнок.

Воспитатель - ведущий, на него в игре ориентируются все дети. Он организует ход занятия, предлагает игры, а дети выполняют его правила и требования.. В круге используется много стихотворений, которые повторяются несколько раз с небольшими изменениями Предлагаемые стихотворения и игры зависят от возможностей понимания детей и преобладающих  в группе проблем.

Игры для утреннего круга подбираются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки.

С помощью игр утреннего круга мы пытаемся помочь детям «растормозить» речь, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.

Задачи игрового занятия «КРУГ»:

- создание условий для формирования мотивации к взаимодействию и общению;

- формирование образа себя, через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

- стимулирование собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка;

- развитие произвольной регуляцию поведения;

- развитие познавательной сферы: зрительного, слухового, тактильного внимания, восприятия, памяти;

- формирование представлений об окружающем мире.

Занятие состоит из нескольких этапов, которые ритмично сменяют друг друга. Активные общие игры сменяются более спокойными, в которых дети участвуют по очереди.

Структура и содержание занятия «КРУГ»

1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.

Приветствие даёт возможность детям обратить внимание друг на друга, способствует речевой активности и эмоциональному подъёму. Обычно в круге я использую различные речёвки-приветствия в стихотворной форме.

Игры на эмоциональное заражение способствуют развитию способности понимать чувства других людей и сопереживать им. Поэтому такие игры необходимы и незаменимы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения общения, задержку в развитии навыков коммуникации.

2. Сенсорные игры.

Такие игры создают благоприятный эмоциональный фон в группе, стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии  могут использоваться листья, цветы, вода, перья, камушки, снег, сосульки и т.д. Данные игры позволяют ребёнку получить новые сенсорные впечатления, увидеть эмоциональную реакцию других детей. Я подбираю сенсорные игры в соответствии с лексической темой месяца и сюжетом занятия.

3. Ритмические игры.

Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка, т.е в способности ребенка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Ритмический рисунок может создаваться с помощью притопывания, хлопков, использования различных музыкальных инструментов (бубен, погремушка, колокольчик, барабан и т.д.), чтения стихотворений, пения песен, слушания музыки. В ритмически организованном действии мы не даем ребенку инструкции, а создаем такие условия, в которых он сам включится в игру и совершает определенные повторяющиеся движения. Таким образом, если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче запоминать движения в игре.

4. Игры по правилам и на соблюдения очерёдности

Данные игры способствуют развитию произвольного внимания и произвольной деятельности у детей, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. «Действие по очереди» - это первые простые правила. Для этого используются игры с различными предметами (Например: мяч, колокольчик, ленточка, игрушка и т.д), основным условием которых, нужно дождаться своей очереди. Что, вначале, может вызвать и негативные реакции, так как ребёнок не приучен ждать.

5. Окончание занятия или прощание — остаётся неизменной длительное время, дети прощаются с игрушками и предметами, которые приходили к ним до следующего дня. Воспитатель озвучивает, следующий режимный момент, который их ждёт. У нас это утренняя гимнастика. Это даёт возможность детям легче войти в ритм дня.

Игровое занятие «КРУГ» для каждого ребёнка представляет собой необычную среду, которая принимает детей с любыми способностями и возможностями. Позволяет находить им такую деятельность, в которой ему захочется участвовать. Структура круга не меняется, что позволяет прогнозировать ситуацию. Ребёнок учится ждать своей очереди, и это помогает легче принимать ситуацию и сохранять эмоциональный контакт со всеми участниками занятия.

Вашему вниманию предоставляю утренней «КРУГ» для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Тема: Игрушки

Материалы: 1игра (мягкая собачка, кубик, мячик, машинка, кукольный коврик); 2 игра

( мячик-резиновый, кубик- деревянный, стаканчик – пластиковый), игрушка медведь.

1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.

Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.

Встали дети в дружный круг,

(дети берутся за руки)

Я твой друг,

(показывают на себя)

И ты мой друг,

(показывают на соседа)

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

 (улыбаются)

А теперь садись дружок, образуем мы кружок. (садятся в круг)

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

(Детям предлагается оголить руку по локоть. Объяснение: по руке будет ходить волшебный зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами почувствовать, как зверек прикасался к руке –  (В дальнейшем угадать игрушку)).

2. Сенсорная игра «Волшебный мешочек»

Цель: Стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт.

(В мешочке лежат игрушки, различные по тактильным ощущениям. Дети достают по одной, называют. Воспитатель говорит, из чего она сделана. (Пример: кубик- деревянный, гладкий)

После того, как дети вынут из мешка игрушки и выстроят их в ряд, нужно узнать, как эти предметы назвать одним словом. (Пример: Игрушки - ими играют.)

3. Ритмическая игра «Зайка ».

Цель: тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого.

- К нам в гости пришёл Зайка, он хочет с вами поиграть.

-Зайка, зайка, где твой хвост? – Вот, вот!

(Хлопают в ладоши, показывают хвост)

-Зайка, зайка, где твой нос? - Вот, вот!

(Хлопают в ладоши, показывают нос)

-Зайка, зайка, лапки где? – Вот, вот! Вот, вот!

(Хлопают, показывают ушки.)

-Зайка, зайка, ушки где? – Вот, вот!

(Хлопают, показывают ушки)

4. Игра на соблюдение очерёдности «Грустный Мишка»

Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию

-Ребята, к нам пришёл сегодня мишка, но он грустный. Давайте его пожалеем.

(Дети передают медведя, гладят его по голове: милый)

4. Прощание:

«Вместе Дружно все играли,

И, конечно, мы устали.

Все игрушки уберём

И на утреннюю гимнастику пойдём.

(Дети вместе собирают игрушки в коробку)

 

 

Литература: 

Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ»,

Зарубина Ю.Г., Бондарь Т.А., Константинова И.С. « Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ»

Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения

для детей 3-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрений круг в детском саду - карточки для воспитателя.

Планирование совместной деятельности «Утренний круг»в старшей группе №1 «Семицветик» Тема недели  «Разноцветное лето!»Форма работы в структуре группового сбораСодержание Выбор ведущегоР...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Учить детей взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои дейст...

Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному конт...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей...

Технология "Утреннего круга" в детском саду.

Материал содержит информацию об утреннем круге в детском саду....

«Утренний круг» в детском саду

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Проанализировав м...

Картотека утреннего круга в детском саду

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.С учетом этого основными...