Рекомендации педагогам по знакомству старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации
занимательные факты (старшая группа)

Знакомство старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации художников является актуальной и важной темой в контексте сохранения и передачи культурного наследия русского народа детям дошкольного возраста. Былины являются особым древним жанром устного народного творчества с которыми мы знакомим дошкольников с целью формирования основ нравственно-патриотического воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по знакомству старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации.

 «Если ты хороший художник, то ты прежде всего художник национальный. Национальный дух — это такая сила, которую ничем не задавишь».

Владимира Михайлович Конашевич

Знакомство старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации художников является актуальной и важной темой в контексте сохранения и передачи культурного наследия русского народа детям дошкольного возраста. Былины являются особым древним жанром устного народного творчества с которыми мы знакомим дошкольников с целью формирования основ нравственно-патриотического воспитания.

Былина – исторический эпос, сказание о борьбе русского народа против врагов, как внешних так и, внутренних.

Знакомство с героями земли Русской начинается ещё в дошкольном возрасте. Читая детям былины и рассматривая иллюстрации, у детей закладываются некоторое представление о патриотизме. Наиболее широкое изучение, и понимание смысла былин происходит в старшем дошкольном возрасте, ведь дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Для облегчения восприятия содержания былин в образовательном процессе широко используется рассматривание книжных иллюстраций.

Книжная иллюстрация направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Она формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился, которую «как зеницу ока» берегли предки.  Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Дети 5–7 лет с удовольствием осмысливают изображение книжной иллюстрации, для них важна поза изображённого персонажа и различные композиционные приёмы передачи движения. Детей привлекают иллюстрации к былинам, где реальная действительность даётся в сочетании с фантастическими образами, которые изображены красочно и необычно; дети с интересом рассматривают старинные терема, костюмы, узоры, предметы быта. Рассмотрим несколько классических отечественных художников и их иллюстрации к былинам, с которыми можно познакомить старших дошкольников. Как каждый из них передаёт основные черты героев и содержание самого литературного произведения.

Владимир Михайлович Конашевич - русский художник-график и доктор искусствоведения. Он создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок и былин, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.

Художник сделал рисунки к былинам о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Святогоре, Вольге, Микуле Селяниновиче.

Иллюстрации к былинам Владимира Конашевича не нагружены деталями, выполнены в ярком цветовом решении. В его иллюстрациях заметна приверженность художника к сдержанной, однако динамически направленной композиции рисунка. Конашевич виртуозно обращается с линией, штрихом, монохромными иллюстрациями.

При помощи контрастных линий, цветовых заливок иллюстрации получались «красочными». Конашевич создавал информативные иллюстрации, помещая нужную ему часть текста на рисунок. Богатыри часто выполнены в процессе действия, что продолжает текстовое повествование.

Большую известность в области создания былинных сюжетов приобрел известный дореволюционный иллюстратор сказок и былин и театральный оформитель Иван Яковлевич Билибин. 

Многие работы он выполнял под впечатлением от поездок на русский Север, откуда привез коллекцию народного костюма и предметов декоративно-прикладного искусства. Это заметно в добавлении декоративных клейм и орнаментальных рамок, тяготеющих к русскому прикладному искусству плоскостных форм– вышивке, набойке.

Графика Билибина – это сочетание сложных ритмом и плавности форм, причудливых растительных узоров и фантастических существ в союзе с декоративным цветовым пятном. Русская старина и есть завораживающий мир русских былин.

В нашем детском саду мы часто работаем с иллюстрациями малоизвестного советского художника Виталия Григорьевича Лукъянца.

Приверженность сюжетам древнерусской истории объединяет его с Виктором Васнецовым и Иваном Билибиным. Панорамные пейзажи и камерные уголки русской земли в страничных иллюстрациях, затейливые орнаменты, характерные для древнерусской культуры. Они возникают как реалии русской природы и как символы былинного действия. В пространстве в иллюстрациях царит многообразие графической фантазии, меняющей изобразительные образы по мере развития сюжета и функции графического элемента в общем конструктивном решении. Художник применяет прием гиперболизации, характерный для иллюстрирования былинных героев.

Богатыри преувеличены в размерах. Военные доспехи воинов выполнены с тщательной прорисовкой деталей, украшенные орнаментами и декоративными узорами. Художник часто использует декоративные бордюры, которые состоят из орнаментальных узоров. Некоторые узоры тяготеют к плоскостным форме – вышивке и набойке. Все эти художественные приемы проявляют себя как дополнение к смысловому и мифологическому содержанию сюжета в виде художественного образа.

Как мы видим, каждый художник придает свой уникальный взгляд на былинных героев и сюжет, создавая неповторимую атмосферу и подчеркивая особенности каждой былины. Перейдем к рассмотрению форм работы со старшими дошкольниками:

  1. Чтение книг о былинных героях с использованием иллюстраций, беседы, рассматривание атрибутов и спутников богатырей. Развитие эмоционального интеллекта, разбор мимики и жестов (брови, взгляд), добра и зла, поведения героев былин.
  2. Занятия по художественно-эстетическому развитию, где дети могут нарисовать собственные иллюстрации к историям о былинных героях, что поможет им лучше усвоить информацию и развить творческие способности. Согласно новой Федеральной образовательной программе мы 2 раза в месяц проводим знакомство детей с народно-прикладным творчеством. В этой работе применимы иллюстрации к былинам. Мы часто разбираем элементы орнаментов с детьми.
  3. Игры с использованием иллюстраций былинных героев. Для этого можно создать карточки с изображениями персонажей и предметов из былин, а затем провести игру, в которой дети будут угадывать и называть персонажей и события.
  4. Дидактические игры: Пазлы, квест, «Чего не хватает?», «Одень богатыря», театрализованные игры и инсценировки.
  5. Создание картотеку иллюстраций былинных героев. Пригласите детей собрать картинки с изображениями персонажей из различных былин и создать собственную галерею иллюстраций.

Таким образом, иллюстрации могут сделать истории о народных героях более интересными и доступными для детей, что может способствовать их лучшему усвоению и пониманию. Иллюстрации формирует у детей эстетический вкус и воспитывает уважение к своей культуре. Поэтому важно использовать качественные иллюстрации при знакомстве детей с народными былинами.

На примере творчества В. М. Конашевича, И. Я. Билибина и В. Г. Лукъянца мы видим как тема былин актуальна для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Художники иллюстрировали народные идеалы, использовали декоративные орнаменты, костюмы героев, архитектурные сооружения характерные для древнерусской культуры, что несомненно вызывает гордость на свою страну. Рассматривая иллюстрации книжных иллюстраторов дети приобщаются к традициям своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с былинными героями через изобразительное искусство.

Знакомство с былинными героями через изобразительное искусство. Произведения сказочно- быллинной живописи дают возможность воочию познакомить детей страдициями, одеждой, предметами быта....

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Презентация для детей старшей группы «Русские богатыри – былинные герои».

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей ст...

Рекомендации педагогам по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых

Дети дошкольного возраста очень мало знают о труде взрослых, потому что в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к т...

Консультация для педагогов и родителей "Знакомство старших дошкольников жанром портрета"

В консультации представлен материал, содержащий рекомендации по тематике картин, видам портретов и последовательности  их использования в образовательной деятельности со старшими дошкольниками....

"Знакомство старших дошкольников с профессиями, через сказку"

О мире медицинских профессий, о труде взрослых у старших дошкольников позволяет судить небогатый жизненный опыт, весьма поверхностные знания. Между тем мир  профессий настолько богат и разнообраз...

Знакомство старших дошкольников с изобразительным искусством через свободное копирование работ мастеров живописи. Методическая разработка.

Из опыта работы с детьми (художественно-продуктивная деятельность; рисование) старшей и подготовительной к школе групп детского сада.Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ре...